Ревью | Shell
Нефтяная одиссея
В истории концерна Shell, работающего в России уже без малого 125 лет, было все — и освоение неизвестных месторождений Кавказа, и национализация предприятий после революции, и участие в ленд-лизе, и даже разработка сахалинского шельфа...
Бурный ХХ век с его войнами, революциями и открытиями сделал не одну биографию реальным людям — от политиков до исследователей Арктики. Парадокс в том, что он делал такие «биографии» не только людям, но и целым компаниям...
Вот одна такая история: она началась с британца Маркуса Сэмьюэля, который по делам бизнеса оказался в российском Батуме (ныне — город-порт в составе Грузии) в начале 1890-х. Как гласит семейная легенда, именно там на глаза Маркусу попалось нефтеналивное судно, и он решил построить свой танкерный флот — так началась история Shell в России, которая по накалу страстей и обилию неожиданных поворотов может соперничать с историческим романом или телевизионным сериалом. Судите сами...
Нефтяной детектив
Когда Маркус Сэмьюэль пришел к своему младшему брату, Сэму, с идеей строить нефтяные танкеры, ему не нужно было объяснять, в чем выгода этого проекта. Оба понимали: кто первым наладит транспортировку керосина из России в другие страны, где еще не укрепились конкуренты, тот и покорит мир. Почему керосин? Тогда об этом не спрашивали — в начале ХХ века керосин был на вес золота и использовался буквально всюду, например, в осветительных приборах, в горелках для приготовления пищи и даже для избавления от клопов и вшей. По сути, если сейчас мир зациклен на нефти, то тогда самым желанным и дорогим ее производным был именно керосин...
Почему танкеры? Ответ и на этот вопрос век назад был вполне очевиден: на дворе — эпоха великих технических достижений, так что идея со строительством суперкораблей лежала на поверхности. Ее оставалось только воплотить в жизнь!
Нужно было всего ничего — создать танкерный флот втайне от конкурентов, среди которых были Рокфеллеры, Нобели и даже Ротшильды.
Теперь подробнее: тогдашняя компания-монополист, Standard Oil of New Jersey Рокфеллеров, перевозила керосин на Восток обыкновенными парусными судами, в бочках, огибая мыс Доброй Надежды в Южной Африке. Был еще один, более короткий путь — через Суэцкий канал, однако администрация канала не допускала суда с горючим грузом, справедливо опасаясь, что в случае ЧП горящий корабль просто закупорит стратегическую артерию. Так вот задачей Маркуса Сэмьюэля было создать суда, которые могли ходить в жару и при этом гарантировать безопасность груза (это получилось — в резервуарах предусмотрели возможность изменять объем керосина, подстраиваясь под температуру воздуха, чтобы не допустить воспламенения его паров). Работы шли втайне...
Когда о них все же стало известно конкурентам, против будущего проекта даже развернули информационную войну: мол, на новых кораблях будут работать русские моряки, которые спят и видят, как бы заблокировать Суэц. Однако экономические выгоды оказались сильнее политических фобий, и вот в 1892 году на воду сошел первый танкер Сэмьюэля — «Мюрекс», названный так в честь одного из морских моллюсков. В концерне и дальше будут называть свои корабли экзотическими подводными именами: «Адула», «Рапана», «Миральда»... Кстати, само слово Shell тоже переводится с английского как... «ракушка».