Культура | Театр
Смесь в конце тоннеля
В «Ленкоме» состоялась премьера спектакля «День опричника» по мотивам произведений Владимира Сорокина
Главный герой произведений Сорокина — язык; конечно же он главенствует и в «Дне опричника», где используется для оправдания ужасного; оно здесь словно укутано, скрыто за словесами, напевностью и плавностью псевдостарорусской речи. Марк Захаров, который является автором инсценировки, понимает это; но тут столкновение двух опытов, условно советского и постсоветского театра и постсоветской литературы дало странный синтез. Какой-то, казалось бы, давно забытый «дух 1980-х», перестроечного театра, вторгается в пространство сорокинской прозы буквально с первой минуты. С появлением персонажа по имени Демьян Златоустович, рассказчика и одновременно вынесенного вовне наблюдателя в духе Бертольда Брехта, который произносит перед началом обоих действий нечто среднее между зонгом, тостом и торжественной речью. «За гуманизм!.. Антиамериканизм!.. Православный фундаментализм! За банковские операции!.. За офшоры!.. За дружбу народов!..» Эта речь совмещает в себе несовместимое, погружает нас в пространство алогичного. Эти монологи, написанные явно Марком Захаровым,— свидетельство, что называется, «последних времен», где все идеи, накопившиеся за время существования Руси, царской России, СССР и постсоветского проекта, теперь перемешались в немыслимой концентрации и пропорциях. Наскакивая и опровергая одна другую, отрицая каждую предыдущую каждой последующей. По форме правильно, но по сути издевательство, в данном случае над здравым смыслом — перефразируя известное выражение.
Этот зонг, казалось бы, является идеальным «входом», предуведомлением, мостом между литературой и театральным пространством, погружает нас в «атмосферу духовной опричнины». И первая сцена в точности повторяет сцену из «Дня опричника»: «наезд с погромом» на опального боярина Куницына, с показательным насилием над его вдовой, где коренной опричник Комяга (Виктор Раков) бдительно следит за тем, чтобы насильники и убийцы не сквернословили, потому что «государь Николай Платонович призвал повышать культурный уровень».