Леонид Бурлаков
В прошлом продюсер Земфиры, «Мумий Тролля», «Братьев Гримм»
Продюсер всегда навязывает артисту, как себя вести и что носить. Вы создавали мифы о своих музыкантах?
Мне сложно об этом говорить, если вспоминать, например, Илью Лагутенко. В ноябре 1982 года музыка нас познакомила. Вкусы оказались близки, и завязалась творческая дружба на два десятилетия. Наша реальная история с «Мумий Троллем», превратившаяся в сказку для миллионов мальчишек и девчонок, научила меня одному приему работы с артистом, которого придерживаюсь до сих пор. Сначала долго общаюсь, узнаю качества и таланты, способные заинтересовать публику, и, не выдумывая ничего, просто подаю то, что есть, в более гротескном виде.
Вы говорите об этом очень легко, но мне кажется, что раскрутка группы «Мумий Тролль» стоила огромных денег.
Да нет, меньше, чем я трачу на гениев, в России никто не тратит. Запись в 1996 году альбома «Морская» (дебютного. — Ред.) обошлась всего в 22 тысячи долларов и еще полторы тысячи на первый пиар.
Откуда такая сумма?
Восемь тысяч я дал своих, еще восемь взял из оборота своего магазина, плюс шесть тысяч дала моя мама. Она была инженером в лаборатории и ходила занимать по 200–300 долларов у коллег. На тот момент это были большие деньги. Остальную сумму собрали с миру по нитке. Надо понимать, что значительную часть первых денег, которые инвестируют в артиста, приходится брать из своего кармана. Потому что нельзя прийти в банк и сказать: «Я сочинил гениальную песню».
Вы слушаете современную русскую музыку?
К сожалению, я могу слушать ее только по работе, потому что считаю, что ее не существует. Ну вот, к примеру, Слава КПСС выпустил ужасную песню про девушку на вечеринке, и я, честно, посмотрел клип. Но как можно сравнивать это с новым треком Снуп Дога? Есть потрясающая цивилизация, которая создает музыку, и какие-то пародисты, которые пытаются ее копировать.
Как вам группа «Мы»?
На мой взгляд, они какие-то аморфные.
А по-моему, они потрясающие мелодисты.
Я так не считаю. Потрясающие мелодисты — «Кокто Твинс».
Но они были в 1980-х.
Хорошо, тогда, значит, есть современная группа MGMT. Зачем мне слушать группу «Мы»? На Западе я каждый день открываю для себя новое кайфовое имя.
Это позиция.
Это не позиция, я меломан с 1979 года. Я живу только музыкой, и у меня нет никаких доходов, кроме нее. Я слушаю ее круглосуточно. Группа «Мы» — это мило, хороший продакшен, звук сделан по высокому разряду. Но когда они начинают петь, все теряется. Понимаете, если бы вы услышали, как говорит Дэвид Боуи, просто говорит, вы бы присели. У вас было бы ощущение, что перед вами божество. Понимаете?