Как меняется рынок перепродажи люкса
2018 год: Chanel борются с ресейлерами, Стелла Маккартни с ними сотрудничает, а покупатели спускают сотни тысяч на ношеные вещи
Вторичный рынок против первичного
Рынок ресейла растет в 24 раза быстрее, чем рынок розничной торговли. По данным исследования маркетплейса thredUp, через 9 лет покупатели будут больше тратить в секонд-хендах, винтажных магазинах и на сайтах перепродажи вещей, чем в масс-маркете. К 2022 году объем вторичного рынка составит $41 млрд, и половина суммы придется на одежду, обувь и аксессуары. Причин такого высокого интереса к ресейлу несколько. Некоторым не хочется встречать на улице еще десять девушек в своем платье из Zara. «Покупатели хотят получить нетипичный товар. Ресейлеры продают не вещи, а истории. И клиент готов за них платить», — рассказывает Заира Келигова, сооснователь российской площадки Oskelly.ru. «Никто не против заработать. Если в гардеробе есть жемчужины, с которыми не жаль расстаться, можно не только отбить цену, но и выиграть». Того же мнения и Анна Любан, совладелица Second Friend Store: «Людям хочется заработать — точнее, вернуть часть денег, потраченных на вещи, которые были актуальны в прошлом и сейчас не используются». По ее словам, еще одна из причин роста сегмента — разумное потребление. «Но вряд ли российская аудитория и наши клиенты этим руководствуется. Пока эту причину можно поставить на самое последнее место, к сожалению», — вздыхает Анна.
Продавцы и покупатели
Раньше покупать вещи, бывшие в употреблении, считалось чем-то постыдным, но в последнее время отношение у покупателей изменилось. Сейчас 13 % среди самых активных покупателей thredUp — миллионеры. Под словом «активный» подразумеваются пользователи, которые потратили на сайте больше десяти тысяч долларов за последние два года. Причем их доля растет: в 2017 году на миллионеров приходилась лишь десятая часть. Для пользователей со сравнительно небольшими доходами ресейл-платформы — возможность приобщиться к люксу: 66 % покупают те бренды, чьи вещи не смогли бы приобрести по полной цене. «Gucci, Balenciaga, Vetements, Off White, как только попадают в наш шоу-рум, продаются сразу, даже не дожидаясь публикации на сайте. Dries Van Noten и Ale xander Wang вне конкуренции. Очень велик интерес к Maison Margiela, Comme des Garçons, Helmut Lang, Rick Owens, несмотря на то, что эти бренды постепенно уходят в прошлое. И в целом все люксовые марки — такие как Dolce & Gabbana, Marni, Bur berry, Fendi — продаются с большим успехом», — рассказывает Анна. По ее словам, большую роль играет год выхода коллекции: «Одежда Jil Sander времен Рафа Симонса продается отлично, в отличие от одежды других периодов». Когда Алессандро Микеле возглавил Gucci в начале 2015 года, продажи бренда взлетели и на первичном, и на вторичном рынке: на сайте TheRealReal — на 60 %. Успехом на ресейл-площадках пользуются и бренды, которые не продаются онлайн: «Через наш маркетплейс лучше всего покупают Chanel: бренд принципиально не торгует сумками в интернете. Поэтому сайты по перепродаже одежды временами единственная возможность приобрести их аксессуары», — поясняет Заира.
Онлайн VS. Офлайн
Хотя покупатели все реже ходят в магазины, многим хочется посмотреть на вещь вживую, пощупать материал, проверить качество строчки. Поэтому часто онлайн-проекты открывают еще и обычные магазины. Действительно: сумку можно выбрать по фото, а вот заказывать, скажем, винтажный костюм Saint Laurent без примерки гораздо опаснее.
Социальные сети и приложения
По данным исследования Dana Rebecca Designs, 72 % пользователей инстаграма (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) хотя бы раз покупали косметику, одежду или украшения после того, как увидели вещь в ленте. Сама соцсеть поощряет онлайн-торговлю. В марте прошлого года инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) впервые протестировал кнопки «Купить» — они помогают брендам привлечь пользователей на сайт. Есть и специальные сервисы для ресейла («Юла» и Avito не в счет). В США и Европе популярен Depop. Интерфейс приложения напоминает инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) — та же лента и рекомендации — но для перепродажи. В России сервис пока не популярен, его функцию выполняет инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Создательница аккаунта Komisstore Оксана Рим перепродает свои вещи сама, минуя посредников и комиссии, — у маркетплейсов они могут доходить до 50 %. «Год назад поняла, что у меня настолько много вещей, которые не ношу, что они скоро устроят бунт и выселят меня из дома.