Имя
Художница — Софи Калль
Что может быть более привлекательным и манящим, чем тайны? Калль стала звездой французского искусства, создавая произведения из секретов — и собственных, и совершенно посторонних людей
Работы самой известной француженки Софи Калль — идеальные поводы поразмышлять о том, почему нас так привлекают секреты и почему подглядывать за чьей-то жизнью всегда так интересно. Тайны, слежки, вторжение в частную жизнь — лейтмотивы ее произведений. Она шпионит за незнакомцами, устраивается работать горничной в отелях, чтобы снимать личные вещи постояльцев, и подглядывает за самыми беззащитными в мире созданиями — спящими людьми. В процессе своих почти нелегальных предприятий она делает фотографии и ведет документирующие записи: они потом превращаются в выставки, которые выглядят как хроники частного детектива. А когда Калль рассказывает уже о своей жизни — например, делает проект «Острая боль» о трех месяцах страданий после того, как ее неожиданно бросил бойфренд, и показывает записи их разговоров, любовные письма, билеты из совместных поездок и фотографии памятных вещей, — экспозиция напоминает уже интимные дневники. Подглядывая в замочную скважину за художницей или ее героями, чувствуешь себя маленьким ребенком, случайно нашедшим дневник сестры, или подростком, на компьютере которого одноклассник забыл выйти из своего аккаунта во «ВКонтакте». Тебе одновременно безумно хочется прочитать записи и переписки, но в то же время страшно — вдруг застукают: ведь ты знаешь, что влезать в чужую жизнь — нехорошо.
Примеривая роль ребенка, зритель почти что превращается в саму Софи, для которой «дочь» — до сих пор важнейшая социальная роль. Калль 63 года, детей у нее нет, а родители — одна из главных тем ее разговоров и проектов. Она любит повторять в интервью, что начала заниматься искусством, чтобы соблазнить отца (метафорически или буквально — не уточняется, будем считать, что все-таки метафорически), оставившего семью в детстве Софи. В 26 лет Калль, которая тогда вернулась из семилетнего путешествия по миру в родной Париж и не знала, что делать со своей жизнью, просто стала подражать тем произведениям, которые висели на стенах в квартире у отца — коллекционера концептуального искусства. Она пыталась просто завоевать его внимание и любовь, и эту нужду в родительском одобрении Софи сохранила на всю жизнь: когда отец Калль умер в 2014 году, у художницы случился сердечный приступ. Два года после этого она вовсе не могла работать — идеи просто пропали. Мать же выступала для Софи источником вдохновения и темой проектов. Самый необычный (если не сказать больше) из них — 11-минутное видео, посвященное последним минутам жизни матери: