Стиль
Дизайнеры — meanwhile in Japan
Первая волна дизайнеров-революционеров из Японии пришла в Европу в конце 1970-х, вторая — в 1990-х. Ждать ли третьей, и если да, какие имена ее сформируют?
Рэи Кавакубо, Иссей Мияке и Едзи Ямамото — первая золотая тройка дизайнеров из Японии, перекроивших не только привычные европейцам силуэты, но и их представления о том, что такое мода, появилась на арене в самом конце 1970-х и начале 1980-х. Кто из них оказал большее влияние на индустрию, рассуждать не имеет смысла: каждый привнес в нее что-то свое. Мияке запомнили как великого экспериментатора с техниками плиссировки, уверенного, что мода «должна нести людям только хорошие новости». Кавакубо — как лицо «постатомной» моды. Ямамото — как «поэта черного». При этом главным их общим достижением единодушно признано сегодня то, что им удалось научить европейских коллег, включая и знаменитую антверпенскую шестерку, и самых разномастных дизайнеров от Виктора Хорстинга и Рольфа Снорена до Александра Маккуина, главному — искусству радикального мышления. Японские авангардисты вдохновляли последователей бросать вызов традициям, переосмыслять старые идеи и перестраивать старые формы, а смыслы и концепты ставить во главу угла.
Революции — коренные перевороты в культурных областях, пусть даже проведенные ненасильственным путем, — не могут происходить слишком часто. И вторая волна признанных японских дизайнеров, разместившаяся в довольно размытом временном отрезке с начала 1990-х до примерно середины нулевых, того же сокрушительного эффекта уже не имела. Новыми лицами японской моды на европейском рынке стали Джунья Ватанабе, Джун Такахаши и Читосе Абе. Последняя, основательница Sacai, оказалась самой поздней героиней из этой тройки — она «выстрелила» в начале 2010-х, хотя работу над маркой и начала за десять лет до этого. Над всеми ними, в отличие от их предшественников, больше не висела еще свежая тень Хиросимы и Нагасаки, и странной поэтичной печали, как в работах дизайнеров первой волны, в их коллекциях уже не было — стиль того же Такахаши из Undercover часто и вовсе описывали как встречу Sex Pistols и Хараджуку. Но каждый из них в разной степени оставался авангардистом, продолжая традиции работы с деконструкцией, поиском новых материалов, переосмыслением гендерных установок и прочими мотивами, доставшимися им в наследство.