Дивный Новый Мир
Прямое включение из виртуальной реальности. Документалки, игры, встречи — шеф-редактор Мария Комарова попробовала все и отчиталась, как живется в лучшем из миров, куда мы вскоре переберемся
Вокруг ноют о том, что мы не выпускаем из рук смартфоны. Но будет еще хуже. Виртуальная реальность — вот будущее. Представьте — прошло двадцать лет. Мы работаем, не уткнувшись в экран компьютера, а надев VR-шлем. В нем же тусуемся по пятницам — из дома выходить не обязательно. Да и вообще жить в VR исключительно комфортно: перемещайся себе из Москвы на Сейшелы за секунду, встречайся с заморскими коллегами в несуществующих пространствах и прыгай с небоскреба Москвы-Сити — а сам невредим. Кому вообще нужен реальный мир?
Для погружения нужны очки VR: Oculus Rift, HTC Vive и иже с ними. Но если 50 000 рублей в кармане нет, а заглянуть в скважину волшебного мира хочется, вам прямая дорога на www.with.in. На этом сайте собраны десятиминутные документалки для VR, которые можно посмотреть и просто в формате «360 градусов» — знаете, как снимают панорамы. Даже так впечатляет. Но если надеть шлем — щелчок! — и ты летишь над землей на воздушном шаре. Щелчок — и ты в детской больнице в Пакистане (это уже грустное кино). Или в национальном парке Конго — вместе с отрядом рейнджеров выслеживаешь на тарахтящем джипе браконьеров. Головой можно крутить во все стороны: пялиться в небо, на попы убегающих слонов или желтоватые белки глаз рассказчиков. Все это настолько реально, что хочется открыть дверцу машины и выйти погулять — ан нет. Двигаться нельзя и взаимодействовать с людьми или объектами тоже. Это все-таки кино, хотя ты и прямо в нем.
Документалки — далеко не главный жанр в VR. Бал правят игры. Стрелять в пришельцев и гонять по Матрице сподручно в PlayStation VR, с контроллерами в руках. Но самое веселое — сражаться в реальном пространстве, точно повторяющем виртуальное, — тогда можно одновременно носить шлем и бегать. Делать это предлагается в аттракционе Anvio VR на Трехгорке. Надеваешь шлем, наушники, рюкзак с компьютером, хватаешь ружье и оказываешься в небоскребах Москвы-Сити после ядерной катастрофы. Вокруг закаты-рассветы, догорающие вертолеты, и, если отвлечься от нападающих зомби и выглянуть в окна, — очень красиво. Когда в тебя вгрызается стая живых мертвецов, остаешься жив, даже как-то обидно. Зато можно рассматривать внутренности врагов, пинать вполне себе интерактивные трупы и разгуливать по комнатам. Графика как в компьютерных играх восьмилетней давности. Но все равно, когда нужно было по разломанному мосту перейти затопленный темный подвал, у меня тряслись коленки. Товарищи по бойне кричали: «Ты ведь знаешь, что на самом деле это пол», — но поверить им никак не удавалось.
Кроме расслабления мозга VR способна и на благие дела — тренировку толерантности и сопереживания. Не зря кинодеятели называют виртуальную реальность «машиной эмпатии». Ярчайший пример — инсталляция режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Плоть и песок», показанная на прошлогоднем Каннском фестивале, а затем — в Fondazione Prada. Разуваешься, встаешь в темной комнате на песок, надеваешь шлем и оказываешься на границе США и Мексики среди иммигрантов-нелегалов. За группой истощенных людей с детьми с криками гонятся пограничники, сверху кружит вертолет, всех хватают и крутят, хаос, страх, отчаяние. Вдруг военные оборачиваются: «А вы что здесь делаете?» Молчание в ответ. Ты застрелен. А Иньярриту получает за «Плоть и песок» «Оскара»: за «открытие новых дверей в (кино)восприятии».
Фэшн-бренды уже почуяли, что виртуальная реальность — это что-то классное, уже инвестируют миллионы, но пока не нашли эффективного способа ее применить. Началось все в 2015-м — тогда Tommy Hilfiger и Rebecca Minkoff оснастили бутики VR-шлемами, где крутили показы. Вскоре подтянулась Balenciaga и другие бренды, но затея особого успеха и продолжения не имела. В том же 2015-м Dior выпустил шлем под названием Dior Eyes, но в широкую продажу он так и не поступил. Сейчас в виртуальной реальности Rebecca Minkoff проектирует интерьеры бутиков, а Givenchy разрабатывают очки VR, куда красивей, чем «Окулус» за пятьдесят тысяч рублей. Этим связь между модой и VR пока ограничивается: самого нужного — твоего 3D-аватара, на который можно примерить вещи перед покупкой в онлайне, — нет.