Стиль
Культ — мода и религия
Мода часто увлекается темными материями, проповедуя культ желания. Но если взглянуть на оборотную сторону, она сама по себе очень близка к религии и часто обращается к ней в поисках вдохновения
Конечно, адепты моды не жгут еретиков и ведьм, как когда-то святая инквизиция (любовь к мужской одежде, кстати, тоже считалась признаком ведьмовства — этот грех в числе прочих значился в длинном досье Жанны д'Арк), — но модным заповедям следуют беспрекословно и совершивших преступления на почве стиля уничтожали бы с той же радостью. Хотя бы за кроксы, которые лишь недавно, в последней своей коллекции, декриминализировал Кристофер Кейн. Сходство эмоций, испытываемых служителями культов и жертвами моды при взаимодействии с объектами и символами своей веры, подтверждено официально. Журналистка Мартина Ньюэн, снимая документальный фильм Mode als Religion о самопровозглашенном «модном миссионере» Карле Лагерфельде, решила на съемках доказать эту связь и пригласила в команду ученого, замерившего на площадке мозговую активность испытуемых. Теория подтвердилась — хотя вряд ли кто-то всерьез сомневался в исходе эксперимента.
Отношения между адептами разных официальных религий часто бывают напряженными, зато мода с представителями других конфессий ругается редко. Христианские и мусульманские показы мод уже давно никого не удивляют, а некоторые модные дома запускают отдельные «религиозные» линейки — как Dolce & Gabbana, и без того популярные в арабских странах, но нашедшие новых благодарных клиенток после запуска своих фэшн-абаев. Даже использование «мирскими» дизайнерами официальных религиозных символов осуждается не всегда. Еще в 1956 году итальянский дом Sorelle Fontana получил благословение Ватикана на создание pretino — little priest dress, модной версии одеяния монахини. Три сестры-дизайнера сами были католичками и в своем LPD, по словам Миколь Фонтана, хотели объединить страсть к творчеству с уважением к религиозным институциям. Остальные дизайнеры, фотографы и прочие деятели моды, использовавшие монашеский образ впоследствии, одобрения Ватикана уже не искали и мнением церкви не интересовались. А было их много: от Хельмута Ньютона, снявшего в виде монахини Линду Евангелисту для итальянского Vogue в 1983-м, до даже Джонатана Андерсона. Свое pretino он представлял, например, в осенней коллекции 2013 года.
До сестер Фонтана связи с католицизмом налаживала Эльза Скиапарелли. Она позаимствовала лишь символы с флага Ватикана, вышив ключи апостола Петра (открывающие ворота в рай) на вечернем костюме. После к религиозным символам обращались десятки дизайнеров. Тьери Мюглер на своем шоу как-то превратил одну из моделей в спускающуюся с небес Деву Марию, Жан-Поль Готье вспоминал распятого Христа и кровоточащие сердца. Джанни Версаче использовал в качестве мотивов для вышивок изображения с византийских мозаик и христианских икон, а вместо ожерелий — кресты на цепях. Не скупясь на каменья и золото, он расшивал узнаваемыми рисунками мини-платья и короткие топы, примешав к знаменитой формуле sex sells еще и религию. Похоже поступают из года в год и Дольче с Габбаной: неохваченными в их коллекциях, кажется, не