Взгляд — Brand new black
Черный цвет издавна ассоциируется с печалью и властью, загадочностью и непокорностью — не удивительно, что его одинаково сильно любят и модные редакторы, не изменяющие страсти к total black, и бунтующие подростки
Первым, кто задал моду на черный, был герцог Бургундский, к оттенку бургунди, по иронии, отношения не имевший, — по крайней мере, на этой версии настаивает Джессика Реган, куратор Института костюма при нью-йоркском Метрополитен-музее. Герцог не мечтал прослыть трендсеттером — просто решил не отказываться от нарядов мрачнейшего из оттенков уже после завершения траура, для которого и предназначались одежды. Дело было в XV веке, окрашивание тканей в черный в то непростое время влетало в копеечку, потому позволить себе его могли только люди очень обеспеченные — и цвет стал безоговорочным синонимом роскоши, а следовательно, и власти. Впрочем, на протяжении нескольких веков черный — как минимум в западной культуре — оставался подчеркнуто мужским и, за редким исключением, не находил места в женском гардеробе.
Это цветоразделение достигло своего пика в девятнадцатом столетии, когда каждый светский вечер проходил под знаком монохрома: леди в основной массе выбирали белый, а джентльмены, окончательно лишенные ярких красок, являлись поголовно в черном. Этот цвет стал неотъемлемым атрибутом одежды каждого денди — именно Джордж Браммел, законодатель мод того времени, приучил современников носить черный костюм с галстуком практически так, как носят их и по сей день. Но даже тогда, став основой гардероба всех модников, вечный цвет не потерял окружавшего его мрачного ореола. Наоборот, в моде он воцарился как раз рука об руку с загадочностью и угрюмой отстраненностью байронических героев. Каким же был символ того времени? Разочарованным в мире и в себе одиноким скитальцем, скрывающим темное прошлое и бегущим от людского общества — но тем только привлекавшим к себе взгляды. Одним словом, он был несчастен — и мрачный костюм, как пишет в книге «Взгляд сквозь одежду» историк моды Энн Холландер, призван был подчеркнуть это несчастье, одиночество и отстраненность своего хозяина. Важна была и отсылка к монашеским темным одеяниям, добровольной аскезе — мужчины, выбиравшие черное, таким образом отгораживались от беззаботности и «пустоты» жизни своих современниц.