Культура
Искусство — свой путь
Искусство Европы и США уже давно не считается каноном, которому должны соответствовать работы художников со всего мира. Теперь, чем пристальнее авторы вглядываются в условия собственной жизни, тем успешнее становятся их произведения. Шесть художниц из развивающихся стран — наглядный тому пример
Саира Васим, Пакистан
Саира Васим с помощью языка традиционных пакистанских миниатюр создает едкую политическую сатиру: слоны, вельможи в тюрбанах и древние боги в ее работах соседствуют с Бараком Обамой, британским премьер-министром и другими политиками — последние оказываются в двусмысленных ситуациях, которые раскрывают их намерения, как правило, завоевательские по отношению к восточному миру. Саира говорит, что ее работы — не только про прямую агрессию, но и про колониализм нового формата. После того как страны Африки и Востока обрели независимость, Запад, по словам художницы, начал культурную экспансию. Ее символом у Саиры становится Роналд Макдоналд. Его вторжение в миниатюры — образ глобализации, проникающей в Пакистан.
Трейси Роуз, ЮАР
Веками видеть жителей Черного континента европейцы могли в основном на туристических открытках, на иллюстрациях в книгах или в рекламе какао и шоколада. Героев этих изображений представляли как диких и примитивных. С 1980-х художницы начали борьбу с таким взглядом — не только на африканцев в целом, но и на темнокожих женщин в особенности. Одна из самых ярких представительниц этого движения — участница Венецианской биеннале 2001 года Трейси Роуз. В своих перформансах и фотографиях она перевоплощается в африканских персонажей. Одна из ее героинь — Сара Баартман, которую в начале XIX века вывезли в Европу и показывали на шоу как диковинку из-за черной кожи. Проживая перед