Новый роман Виктора Пелевина (внезапно) оказался хорошим
Почему Ксения Рождественская получила наслаждение от iPhuck 10
iPhuck 10 – книжка нежная, как Камасутра, как «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» Беньямина, как «Капитал» Маркса. iPhuck 10, собственно, и есть Камасутра: подробное, неумолимое, чавкающее описание всех возможных поз, в каких только могут совокупляться герои, будь они арт-кураторы, литературно-полицейские алгоритмы, Жанны, или Мары, или вообще Жан Маре. Одни уестествляют других, третьи проводят время с виртуальными существами, в том числе с собакой Гитлера, четвертые используют вместо дилдо красную телефонную будку, пятые долбят философские или культурологические идеи. А автор делает все вот это с читательским мозгом. И так от этого хорошо, как будто впервые читаешь «Чапаева и Пустоту». И так после этого грустно, как всякому животному после соития. Место действия – Москва, время действия – вторая половина ХХI века. Мир поделился на европейский халифат, условный ЕС, несколько Америк. Из-за появления новых вирусов секс не поощряется, все размножаются лабораторно, а совокупляются в дополненной реальности, через айфаки и андрогины. Герой и рассказчик – полицейский Порфирий Петрович, бестелесный алгоритм, он разгадывает преступления и одновременно пишет отчет об этом «в форме высокохудожественного текста», то есть он одновременно и детектив, и детективщик, «русский литературный писатель». Полицейское управление существует в том числе и на деньги с книжных продаж. Литературный принцип Порфирия Петровича – предельная честность, обнажение приема, хитрая искренность искусственного интеллекта, и в результате «совершенство мысли, стиля и слога унижает читателя и провоцирует разлив желчи у критика». Новое задание Порфирия Петровича вроде бы не обещает никаких интересных поворотов сюжета: его нанимает арт-куратора Маруха Чо, чтобы разобраться с несколькими арт-объектами эпохи «гипса» – то есть начала ХХI века. Дальше много рассуждений об истории и теории искусства, несколько выездов «на дело» – и Порфирий начинает понимать, что что-то тут не сходится. Пелевин показывает, как легко манипулировать