Франчайзи Domino’s Pizza жалуются в головной офис на убыточность своих точек

ForbesБизнес

Неокупившиеся надежды: почему франчайзи Domino’s Pizza из регионов винят компанию в своих убытках

С весны 2019 года франчайзинговые партнеры Domino's Pizza в регионах России жалуются в головной офис на завышение цен на продукты и убыточность своих точек. В октябре один из бывших франчайзи подал на компанию в суд. Однако руководство Domino's Pizza ситуацию конфликтной не считает

Ксения Мельникова

1-gettyimages-921742300.jpg__1573417868__68374.jpg
Фото Andrew Harrer / Bloomberg via Getty Images

В марте 2019 года региональные франчайзи российского подразделения международной сети пиццерий Domino's Pizza (Domino's Pizza Russia) направили руководству компании первую коллективную претензию (копия обращения есть в распоряжении Forbes). В ней владельцы 20 из 26 пиццерий за пределами московского региона пожаловались на то, что головной офис завышает закупочные цены на продукты и проводит «провальные маркетинговые акции без учета региональной специфики», из-за чего франшизные точки терпят убытки от 200 000 до 1 млн рублей ежемесячно.

В октябре бывший франчайзи из Челябинска Евгений Хоронько направил в Арбитражный суд Москвы иск о взыскании с Domino's Pizza 27,1 млн рублей. Летом компания в одностороннем порядке расторгла с ним договор коммерческой концессии «из-за невыполнений обязательств по контракту».

Параллельно недовольные франчайзи создали коллективный чат в одном из мессенджеров. По оценке участников чата, на фоне конфликта с рядом партнеров за последний год Domino's Pizza Russia выкупила у региональных франчайзи 16 точек. Forbes узнал у партнеров сети, что вызвало их недовольство, и попросил прокомментировать претензии руководство Domino's Pizza.

Пиццу в регионы

История американского бренда Domino's Pizza в России началась в 1997 году, но в активную фазу роста перешла только в 2013-м, когда управление российским подразделением передали турецким менеджерам: гендиректором стал Гюванч Донмез (сейчас — вице-президент по стратегическому развитию фудтех-проектов Mail.ru Group), а его заместителем — Мустафа Озгул (сейчас — исполняющий обязанности гендиректора Domino's Pizza Russia). Если за 16 стартовых лет компания открыла всего порядка 13 собственных точек в Москве, то за последние пять — разрослась до 189 пиццерий, 78 из которых франшизные.

Развивать франчайзинговое направление за пределами Москвы и Московской области Domino's Pizza начала в середине 2017 года. Для сравнения, «Додо Пицца» тогда уже продала франшизы почти во все крупные города России. Domino's Pizza к середине 2017-го успела опробовать формат только в московском регионе, где по франшизе работал 41 ресторан. Годовая выручка всей сети тогда составляла 3,3 млрд рублей млрд рублей, EBITDA — 181 млн рублей, приводит цифры в беседе с Forbes Мустафа Озгул. По данным СПАРК, в 2017-м сеть получила убыток в 223 млн рублей.

Условия для региональных франчайзи поначалу были схожи со столичными: паушальный взнос составлял 17 500 условных единиц, а роялти — 5% (в Москве — 7%). Но в середине 2018 года Domino's Pizza их скорректировала: с региональных партнеров в первый год работы стали брать льготный роялти — 3,5%. Продукты для приготовления пиццы всем франчайзи рекомендовали закупать у головной компании. «Для этого мы открыли несколько производственных центров — в Химках, Чехове, Екатеринбурге и Ростове-на-Дону. 90% продуктов на них — от локальных поставщиков. Только так мы могли контролировать качество», — рассказывает Озгул. Сменить поставщика на деле было «практически невозможно», говорят опрошенные Forbes франчайзи: продукт нужно было согласовать с турецкими и американскими руководителями.

Кроме того, Domino's Pizza рекомендовала франчайзи работать со своим поставщиком телекоммуникационных услуг (ООО «БизнесСвязьХолдинг») и оборудования. Взамен, согласно условиям договора, головная компания предоставляла партнерам доступ к своей системе управления ресторанами, брала на себя обучение персонала, которое длилось 2,5 месяца, а также оказывала консультационную и маркетинговую поддержку. Средние инвестиции в запуск франчайзинговой точки, по расчетам франчайзи, составляли 10-14 млн рублей без учета налогов.

Первым франчайзи Domino's Pizza в регионах стал Михаил Шуваев, который открыл точку в Краснодаре в декабре 2017 года. Затем предприниматель запустил еще в общей сложности восемь пиццерий в Краснодаре, Ростове-на-Дону и Воронеже. В 2018-м Domino's Pizza начала продавать региональную франшизу массово — за полгода появилось еще около 20 пиццерий в Рязани, Нижнем Новгороде, Казани, Серпухове, Туле, Челябинске, Ярославле, Самаре, Саратове и Твери. Выручка в России, по данным самой компании, в 2018-м составила уже 4,9 млрд рублей, EBITDA — 314 млн рублей. Убыток компании на российском рынке в 2018 году, по данным СПАРК, составил 320 млн рублей.

За все годы работы Domino's Pizza инвестировала в развитие ресторанов, продуктовых центров и логистики на российском рынке $60-70 млн, говорит председатель совета директоров и руководитель Domino's Pizza Eurasia Аслан Саранга. Также компания проводила креативные маркетинговые кампании: например, в 2018-м запускала акцию с «пожизненным» сертификатом на бесплатную пиццу всем, кто сделает татуировку с логотипом Domino's Pizza.

Бунт на корабле

Проблемы с российскими франчайзи у Domino's Pizza начались еще в конце 2018 года. Тогда 16 партнеров компании, в том числе из Москвы и Московской области, отправили в компанию обращение (копия есть в распоряжении редакции), в котором просили руководство предоставить маркетинговую стратегию развития бренда на 2019 год и пересмотреть стоимость продуктов, связи и логистики для регионов. Весной 2019-го владельцы региональных ресторанов направили повторное письмо в Domino's Pizza — теперь уже на имя президента головной компании Domino's Pizza International Фредерика Лунду, Аслана Саранга и Гюванча Донмеза. Его подписали владельцы 20 из 26 региональных франчайзинговых пиццерий. В письме франчайзи упрекали сеть в отсутствии маркетинговой поддержки и завышении цен на продукты в среднем на 15-20% по сравнению с «Додо Пицца». Подписавшиеся сетовали на то, что ни один из их ресторанов не достиг точки безубыточности, хотя изначальная финансовая модель Domino's Pizza Russia предполагала, что это произойдет в первый же месяц работы.

Одними из авторов письма были предприниматели Илья и Мирон Родзинские. Франшизу Domino's Pizza партнеры приобрели в феврале 2018 года. Прежде Родзинские 15 лет развивали семейный строительный бизнес. Ресторан Domino's Pizza в Туле площадью 200 кв.м предприниматели открыли в июне 2018-го. Инвестиции в запуск составили порядка 15 млн рублей, приводит цифры Илья Родзинский: большая часть пошла на ремонт, закупку у поставщика франчайзера оборудования и оплату паушального взноса в размере около 1,2 млн рублей. «Мы сами живем в Москве, но в Domino's Pizza нам сказали, что франшизу в столице больше не продают, и мы решились на запуск в другом городе», — добавляет Илья.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Главы моды: как женщины развивают модную индустрию Главы моды: как женщины развивают модную индустрию

Самые влиятельные героини модной индустрии в России и основательницы брендов

Forbes
Гармония хаоса Гармония хаоса

Обустрой в квартире пространство для творчества так, чтобы не страдали близкие

Лиза
«Эксперт РА» ждет замедления кредитования малого бизнеса и роста просрочки «Эксперт РА» ждет замедления кредитования малого бизнеса и роста просрочки

Рост кредитования малого и среднего бизнеса замедлится, а просрочка увеличится

Forbes
Разговорчики в строю Разговорчики в строю

НАТО на грани нервного срыва

Огонёк
5 привычек для здорового старения мозга 5 привычек для здорового старения мозга

Что вы можете сделать, чтобы предотвратить снижение когнитивных способностей?

ТехИнсайдер
Ford против Ferrari: реальная история самого яростного противостояния в автогонках Ford против Ferrari: реальная история самого яростного противостояния в автогонках

Яростное соперничество наследника Генри Форда и итальянца Энцо Феррари

Forbes
На немецко-немецкой границе На немецко-немецкой границе

Берлинская стена - символ разделения Германии - рухнет под натиском перемен

Вокруг света
Как перестать есть ночью Как перестать есть ночью

Как же себя сдерживать, если ночью еда кажется в два раза вкуснее?

Maxim
Быстрая мода: 5 советов для миллениалов, как удачно сэкономить на одежде Быстрая мода: 5 советов для миллениалов, как удачно сэкономить на одежде

«Быстрая» мода привлекает тех, кто хочет одеваться со вкусом и по доступной цене

Forbes
Давай пошалим Давай пошалим

Архитекторы превратили традиционное шале в загородный дом с арт-галереей

AD
Отделение для безнадежных Отделение для безнадежных

Как медицина стала политической проблемой

Эксперт
Тихие проводы Тихие проводы

В Тверской области рухнул очередной древний храм

Огонёк
«Убойный завод» начала нэпа «Убойный завод» начала нэпа

Василий Комаров - убийца, жертвами которого стали более 30 человек

Дилетант
Porsche Cayenne Coupé Porsche Cayenne Coupé

Porsche всегда должен вызывать восторг

Playboy
Почему после удачных свиданий мужчины перестают звонить? Почему после удачных свиданий мужчины перестают звонить?

Почему ваши с партнером ожидания могут не совпадать?

Psychologies
8 способов не заскучать в дороге и провести время с пользой 8 способов не заскучать в дороге и провести время с пользой

Как провести время в дороге с пользой

Psychologies
Геймер — не диагноз! Геймер — не диагноз!

Если подросток увлечен компьютерными играми, это не повод тащить его к психиатру

Psychologies
Террор в нашей памяти: что российское общество хочет помнить о своих травмах Террор в нашей памяти: что российское общество хочет помнить о своих травмах

Как российское общество намерено обращаться с собственным тяжелым прошлым?

СНОБ
«Дорогие штучки» с Тиной Канделаки: десять самых шикарных яхт россиян «Дорогие штучки» с Тиной Канделаки: десять самых шикарных яхт россиян

На каких яхтах плавают российские миллиардеры

Forbes
О чем расскажет туфелька О чем расскажет туфелька

Рисуем психологический портрет… по твоей любимой обуви

Лиза
«С этими ребятами точно заработаем»: владелец Hoff о Мекке русского ретейла,  Совкомбанке и уберизации гипермаркетов «С этими ребятами точно заработаем»: владелец Hoff о Мекке русского ретейла,  Совкомбанке и уберизации гипермаркетов

Интервью с Михаил Кучментом — один из самых ярких бизнесменов России

Forbes
Евгений Гудилин: «Плоды нанотехнологий у каждого в кармане» Евгений Гудилин: «Плоды нанотехнологий у каждого в кармане»

Нанотехнологии – это совсем не то, что все о них думают

Maxim
Асаны для фертильности Асаны для фертильности

Занятия йогой помогут снять стресс и нормализовать гормональный фон

Лиза
Проект года: Марина Лошак Проект года: Марина Лошак

Директор Пушкинского музея Марина Лошак обещает нам большие перемены

Glamour
Памятка на зиму: как выбрать пуховик Памятка на зиму: как выбрать пуховик

Что нужно учесть и на что обратить внимание при выборе пуховика

Esquire
«Дети исполнили мою мечту» «Дети исполнили мою мечту»

Лидер группы «Руки вверх!» Сергей Жуков - о детям, родителях и поклонниках

OK!
Идеальный стейк: как выбрать хорошее мясо по отличной цене Идеальный стейк: как выбрать хорошее мясо по отличной цене

Что делать, если хочется сэкономить деньги и насладиться качественным стейком

Популярная механика
Чарли и музыкальная фабрика Чарли и музыкальная фабрика

Charli XCX — это поп-музыка будущего

Vogue
Актриса года: Юлия Александрова Актриса года: Юлия Александрова

Актриса Юлия Александрова теперь не только «комедийная»

Glamour
О теле души. Отрывок из книги О теле души. Отрывок из книги

Людмила Улицкая исследует тело и душу, не разделяя их

СНОБ
Открыть в приложении