Интервью с одним из ведущих венчурных инвесторов Игорем Рябеньким

Inc.Бизнес

«Нельзя всё время думать только про свои деньги»: Игорь Рябенький — про сообщество ангелов AltaClub и перемены в глобальном венчуре

Текст: Никита Камитдинов. Фото: Арсений Несходимов для Inc. Russia

Пять лет назад один из ведущих российских венчурных инвесторов Игорь Рябенький вместе с партнёрами основал сообщество AltaClub. В него вступают бизнес-ангелы, желающие проинвестировать стартапы, в капитал которых входит инвестгруппа Рябенького AltaIR Capital. В первой половине 2020 года идея дала плоды: сумма активов под управлением сообщества превысила $50 млн, доходность по выходам — 150%. При этом Рябенький утверждает, что лично для него коммерчески выгоднее было бы отдать фонду ресурсы, вложенные в сообщество. Тогда зачем ему AltaClub? Мы обсудили с Игорем Рябеньким, как формат сообщества позволяет ему инвестировать гибче, почему из-за пандемии не упал венчурный рынок и как дефицит офлайн-коммуникации сказывается на бизнесе фонда.

— Почему вы решили раскрыть результаты AltaClub? Получили хороший результат в последнее время?

— У нас действительно рекордно хорошие результаты, но они и до этого были неплохие.

Что поменялось? Мы с командой придумали клуб пять лет назад, когда нам стало понятно, что формат фонда не позволяет ангелам присоединяться к нашим инвестициям, хотя многие из них на нас смотрят. Клуб — тема взаимовыгодная: у нас стало больше возможностей инвестировать, а ангелы смогли встать в сделки фонда на наших условиях.

Сначала клуб был достаточно небольшим и рос потихонечку. В 2019 году он стал более-менее заметным, а в 2020 году во время пандемии показал рекордный рост. За год мы выросли в 3–4 раза по объёму активов.

Да, итоги приятные. Во-первых, у нас очень хороший портфель, многие сделки в нём — это эксклюзив, которого нет на рынке. А во-вторых, хорошая возвратность. То есть мы растём как по объёму, так и по прибыльности.

— Вы говорите, что доходность клуба по выходам превысила 150%. Как она соотносится с показателями фонда?

— Тут очень тяжело сравнивать, потому что в фонд люди когда-то вложили деньги, и эти деньги иногда могут докладываться, но, в принципе, они вложены, работают и потом начинают выходить. И здесь появляется такой параметр, как ROI — возвратность инвестиций фонда.

В клубе устроено несколько по-другому. Когда фонд входит в сделку, мы говорим ангелам из клуба: «Окей, ребята, у вас есть эта сделка и какое-то время на принятие решения». Но это индивидуальная история: человек входит только в одну сделку. В течение года он может войти в 10 или 15 сделок, не важно, но у него появляется индивидуальный портфель без параметров фонда. И свой портфель кто-то начал формировать пять лет назад, а кто-то пришел вчера и первый раз проинвестировал.

По фондам четко могу сказать: первая когорта фонда — 70% годовых, общая доходность сейчас более 60% годовых.

— В случае клуба объявленные 150% — это доходность по выходам, а в случае фонда 60% годовых — это что?

— В фонде — это агрегированная доходность, у нас же выходов там тоже полно. Грубо говоря, если человек вложил $1, на сегодняшний день он получил 33 цента с выходов, и кроме этого, оставшиеся его 70 центов стоят сегодня $3.

— И если сложить одно с другим, получится 60–70% годовых?

— Да. Чтобы понимать, как считаются годовые, надо принять во внимание, что фонд не сразу получает деньги. Наш второй фонд был создан в июле 2015 года, а последний capital call прошел во втором квартале 2020 года. И годовые считаются не тогда, когда тебе пообещали деньги, а когда перевели. Пока деньги лежат в кармане у нашего инвестора, мы на них, конечно, ничего не зарабатываем.

Вот даже сейчас у меня есть остаток на счету и он тянет доходность вниз, потому что это неинвестированные деньги. Но этого не избежать. Разместить свободные средства — большое искусство, и мне это пока не удаётся.

О фондах AltaIR Capital

Первый венчурный фонд AltaIR.VC объёмом $20 млн Игорь Рябенький поднял в 2012 году. Его партнерами тогда стали владелец Game Insight Игорь Мацанюк и сооснователь Mail.Ru Group Михаил Винчель. Фонд специализировался на инвестициях в стартапы ранних стадий (pre-seed) и провел пять десятков сделок средним чеком $100–200 тыс.

Свой второй фонд AltaIR Seed Fund на $100 млн Рябенький поднял два года спустя. Его проинвестировала структура Millhouse Capital, подконтрольная Роману Абрамовичу. В портфеле AltaIR Seed Fund более ста стартапов, фонд осуществил два десятка успешных выходов, средний чек вырос до $800 тыс.

В конце 2019 года стало известно, что Рябенький запускает третий фонд размером $200 млн с якорными инвесторами из прошлого фонда. Третий фонд рассматривает стартапы на стадиях seed и раунда A. Средний чек немного увеличится, сделки будут совершаться более стабильно, обещал Рябенький.

В разные времена структуры Рябенького инвестировали в Miro, PandaDoc, CarPrice, Profi.ru, LinguaLeo, Mubert, Cherry Home, Wallarm и другие проекты с русскоязычными основателями. Сейчас AltaIR Capital специализируется на проектах в сферах SaaS, D2C (direct to consumer), Marketplaces, Healthtech, Fintech, Insuretech и Adtech.

«Стартаперам достаточно моего реноме»

— Модель AltaClub не очень распространена на венчурном рынке. Что послужило импульсом к созданию клуба?

— Было несколько импульсов. Первый раз про групповые инвестиции мы задумались, когда появился AngelList. Я понял, что так можно делать, но в тот момент считал, что мало кто готов. Тогда я сам был ангелом, работал только на российском рынке и мне особо нечего было предложить.

Второй импульс был, когда я поднял первый фонд, но денег у меня было достаточно мало. То есть для ангела много, а для фонда мало.

Третий импульс был, когда я стал много выступать публично и всё время получал вопросы типа: «Ребята, я ангел, как к вам присоединиться?» Я не мог ответить взаимностью, потому что люди хотели присоединяться мелкими чеками и я понимал, что забодаюсь это всё собирать и агрегировать.

И ещё один импульс: на рынках стали появляться псевдо-сообщества. В России таким был, допустим, VentureClub.co. Это лавки-лохотроны, которые объявляли черти что — а я знал, что внутри там ничего, обычный обман инвесторов. Этот фактор не был основным, но тоже повлиял.

Да, наверно, ещё на меня повлияло, когда я познакомился с OurCrowd в Израиле. Они сделали правильную красивую площадку, но без нашего главного тезиса: что мы в любой проект сначала сами вкладываем, а потом уже зовем участвовать.

Если проект пролетит, значит, фонд потерял деньги — а если фонд заработал, значит, и ангелы заработают.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сколь велик шанс, что вокруг — Матрица, а мы на самом деле живем в симуляции? Сколь велик шанс, что вокруг — Матрица, а мы на самом деле живем в симуляции?

«Гипотеза симуляции» — все вокруг реальность или симуляция?

Популярная механика
Все четыре стороны Все четыре стороны

Героини осенних кинопремьер о сексе, моде, детях

Vogue
История колёс без центральной оси: хаблесс или осмос История колёс без центральной оси: хаблесс или осмос

В 1989 году швейцарский автомобильный дизайнер Франко Сбарро произвел фурор

Популярная механика
Как правильное дыхание помогает человеку выходить за пределы физических возможностей Как правильное дыхание помогает человеку выходить за пределы физических возможностей

Отрывок из книги Джессики Браун «Поговорим о дыхании»

Reminder
Теория разумного пофигизма. 13 правил счастья в семейной жизни Теория разумного пофигизма. 13 правил счастья в семейной жизни

Как сосуществовать вместе долго и счастливо?

Maxim
Как подсознание работает на нас: 4 способа услышать его подсказки Как подсознание работает на нас: 4 способа услышать его подсказки

Что вы представляете, когда вам говорят о подсознании?

Psychologies
Искусство в интерьере Искусство в интерьере

Подборка квартир, где арт-объекты удачно вписаны в пространство

AD
12 способов жить по средствам 12 способов жить по средствам

Cервисы для контроля расходов

Cosmopolitan
7 легендарных советских брендов, которые на самом деле западные 7 легендарных советских брендов, которые на самом деле западные

Оказывается, «Запорожец» и электронная игра «Ну, погоди!» притворялись русскими!

Maxim
Без вины виноватая Без вины виноватая

Чувство вины способно разрушить нашу жизнь

Лиза
День благодарения День благодарения

Легендарные американские декораторы, сформировавшие интерьерный стиль США

AD
Против гигантов: как Spotify удалось завоевать авторитет в мировой поп-культуре Против гигантов: как Spotify удалось завоевать авторитет в мировой поп-культуре

Отрывок из книги Свена Карлcсона и Юнаса Лейонхуфвуда об истории успеха Spotify

Forbes
Одно спасительное имя Одно спасительное имя

Как называют лекарства?

Популярная механика
Пограничное состояние: 7 маршрутов, куда Родина-мать зовет Пограничное состояние: 7 маршрутов, куда Родина-мать зовет

Наверстаем пробелы в курсе отечественной географии

Playboy
Нейробиолог омолодил свой мозг и рассказал, как сделать так же Нейробиолог омолодил свой мозг и рассказал, как сделать так же

Привычки, которые помогают сохранить молодость мозга

Inc.
Русская планета: почему «Роскосмос» решил искать на Венере жизнь Русская планета: почему «Роскосмос» решил искать на Венере жизнь

На Венере обнаружены вещества, ассоциируемые с жизнью

Esquire
The Everything Store The Everything Store

Джефф Безос и эра Amazon

kiozk originals
Антрополог и исследователь смерти Сергей Мохов о том, как в российском обществе заговорили о смерти, и о том, каково это — профессионально ее изучать Антрополог и исследователь смерти Сергей Мохов о том, как в российском обществе заговорили о смерти, и о том, каково это — профессионально ее изучать

Интервью с главным публиным лицом death studies в России Сергеем Моховым

Esquire
10 необычных Opel 10 необычных Opel

Интереснейшие концепт-кары и прототипы Opel

Популярная механика
Крах деловых поездок, продаж бумаги и кофе: почему полный переход на удалёнку может стать экономической проблемой Крах деловых поездок, продаж бумаги и кофе: почему полный переход на удалёнку может стать экономической проблемой

Множество неочевидных бизнесов зависит от «белых воротничков»

VC.RU
Влияет ли среда обитания на запах и вкус пищи Влияет ли среда обитания на запах и вкус пищи

Почва, климат и микробы могут формировать вкус сельскохозяйственных культур

Популярная механика
Как есть палочками: самый полный гид Как есть палочками: самый полный гид

Брось вызов гегемонии ножа и вилки на обеденном столе!

Maxim
“Старт”: уникальный автомобиль из СССР с тяжелой судьбой “Старт”: уникальный автомобиль из СССР с тяжелой судьбой

Микроавтобус made in USSR

Популярная механика
«Мама, познакомься…»: неподходящие избранники наших детей «Мама, познакомься…»: неподходящие избранники наших детей

Что делать, если ваш знакомит вас с тем, кто ей или ему совершенно не подходит?

Psychologies
Что выдает мужчину-невротика? Рассуждает Михаил Лабковский Что выдает мужчину-невротика? Рассуждает Михаил Лабковский

Как распознать мужчину с неврозом и избежать токсичных отношений с ним

Cosmopolitan
Искусство радоваться мелочам Искусство радоваться мелочам

Иногда полезно посмотреть на собак и детей и поучиться у них счастью

Psychologies
Кризис в красной зоне Кризис в красной зоне

История о самой смертоносной вспышке Эболы

kiozk originals
Да ты сухарь! Да ты сухарь!

Как понять, что твой партнер тебя любит, если он не проявляет свои чувства

Лиза
Таргетирование и реальность Таргетирование и реальность

Чем на самом деле управляет Центральный банк

Эксперт
Следуй за мной Следуй за мной

Следуем за сложной геометрией пространства

AD
Открыть в приложении