С Земли на Луну

Луна вновь вовлечена в космическое состязание, даже без государственного участия

National GeographicНаука

С Земли на Луну

В импровизированном конференц-зале, обустроенном в одном из многочисленных помещений на бывшем складе аккумуляторов в индийском Бангалоре, молодые инженеры спешно рассаживаются по местам. Все они изрядно волнуются, и есть отчего: предстоит выступить перед маститыми учеными (многие им в деды годятся), представляющими цвет космической программы Индии. Индийское космическое агентство первым в Азии отправило к Марсу орбитальную станцию, а в феврале 2017 года побило мировой рекорд, одновременно выведя на орбиту Земли 104 спутника и тем самым почти втрое превысив прежнее достижение, принадлежавшее России (37 спутников).

Текст: Сэм Хаув Верховек
Фотографии: Винсент Фурнье

Перед собравшимися стоит нечто размером с микроволновку и такого же вида, только с колесами. Молодые ученые из компании TeamIndus спокойно излагают суть проекта: ближе к концу этого года они собираются вывести на лунную орбиту почти в 400 тысячах километров от Земли свой космический беспилотник и доставить на лунную поверхность вездеход для ее изучения. Осуществить проект инженеры предлагают за смешные для космической индустрии деньги – 65 миллионов долларов США, причем большая часть средств должна поступить от частных инвесторов.

Команда TeamIndus, Индия
Луноход ECA массой 7,5 килограмма проходит испытания в Бангалоре. Эта, на первый взгляд, хрупкая конструкция – объект надежды и предмет гордости целой нации. Наполненный гелием, шар помогает сымитировать более слабую силу тяжести – гравитация на Луне в шесть раз меньше земной.

Компания уже начала получать финансирование – Ашиш Качолиа, известный бизнесмен из Бомбея, вложивший в проект более миллиона долларов, находится здесь, в зале: сидит чуть поодаль и с интересом прислушивается к завязавшемуся спору. Начавшись с серии коротких вопросов к его «подопечным» и ответов, словно на защите диссертации, обсуждение перетекает в совместный мозговой штурм, новые идеи встречают громкими выкриками и смехом.

TeamIndus

Чтобы убедиться в правильном использовании вложенных денег (а данный проект – далеко не самое масштабное из его начинаний), Ашишу вовсе не требуется присутствовать здесь лично, но он решил остаться – слишком уж велик оказался соблазн послушать живую дискуссию о параметрах окололунной орбиты, моделировании различных сил, апогее и перигее и о том, как «молодежь» составляла ковариационную матрицу ошибок.

«От этого просто дух захватывает! – делится впечатлениями Ашиш. – Только подумайте, молодые специалисты представляют свою работу перед старейшими (на всех – больше тысячи лет) корифеями индийской аэрокосмической индустрии!». Друг Ашиша, тоже известный местный инвестор Эс-Кей Джайн, энергично кивает, полностью разделяя мнение партнера, и добавляет: «Эти юные умы полностью меняют представление об Индии, заявляя во всеуслышание: нет ничего невозможного!».

Через 50 лет после завершения космической гонки за высадку человека на Луне, в которой Советский Союз и Соединенные Штаты потратили огромные средства, естественный спутник Земли вновь становится приманкой для космического состязания – на этот раз за счет частных – и куда более скромных – инвестиций. К примеру, размер учрежденной компанией Google международной премии Lunar XPrize, которую в случае выполнения задания (разработка и доставка, с привлечением исключительно частного капитала, лунохода, способного делать снимки с высоким разрешением) получит одна из пяти команд-финалистов, составляет 20 миллионов долларов.

Страница из книги «Full Moon» («Полная луна»), Майкл Лайт, 1999 год; оригинал: НАСА

Прообразом «лунной премии» стали соревнования, которые устраивали на заре пилотируемой авиации: в свое время они здорово подстегнули развитие отрасли. Самой известной наградой тех времен стала установленная в 1919 году американским бизнесменом Реймондом Ортейгом премия за беспосадочный трансатлантический перелет из Нью-Йорка в Париж. В 1927 году обладателем награды стал Чарлз Линдберг, перелетевший океан на одномоторном самолете Spirit of St. Louis («Дух Сент-Луиса»).

Как и в случае с премией Ортейга, в соревновании Lunar XPrize на карту поставлены не только деньги, но и национальная гордость. В пятерку финалистов вошли команды из Израиля, Японии, США, Индии и одна интернациональная – остальные отсеялись в полуфинале, до которого добрались 16 участников.

Марк Тиессен, NGM Staff

Гражданство – далеко не единственное различие между финалистами. К решению трех основных задач в рамках проекта – запуск в космос, прилунение и перемещение по лунной поверхности не менее чем на 500 метров с передачей данных на Землю – команды привлекли разных партнеров, и каждая предложила свой план. Чтобы обеспечить мобильность аппарата, три команды решили воплотить традиционную концепцию лунохода, или ровера, а две вознамерились полностью переосмыслить подход к передвижению на Луне: прыгать по ней на хоппере (hopper – по-английски «прыгун»). К слову, отважились на это именно «частники».

Как и в случае с большинством премий для авиаторов, команда-победитель почти наверняка не уложится в рамки призового фонда. Однако все участники ожидают, что их вложения окупятся сторицей – благодаря всеобщему вниманию и, в случае удачи, росту стоимости их брендов.

В 1962 году тогдашний президент США Джон Кеннеди призвал американцев «полететь на Луну в этом десятилетии и сделать другие вещи, не потому, что это легко, а потому что это трудно, потому что эта цель заставит нас собрать и оценить свои силы и способности, потому что это вызов, который мы готовы принять, это задача, которую мы не хотим откладывать и с которой мы намерены успешно справиться, как со всеми остальными...». О выгодах предприятия тогда не задумывались. И в разгар холодной войны США потратили на Лунную программу более 4 процентов федерального бюджета, не пожалев средств, чтобы обогнать сверхдержаву-соперницу – СССР.

Сегодня та сумма показалась бы смешной. Да и зачем вкладывать деньги в проект космического путешествия, если на нем нельзя заработать? Большинство мечтателей, энтузиастов-любителей и бредящих космосом чудаков с уверенностью ответят на этот вопрос: «Тут дело не в деньгах!». Однако Боб Ричардс, основатель и глава американской компании Moon Express, участвующей в гонке Lunar XPrize, руководствуется иным – и по-деловому дерзким – принципом: «Мы отправимся на Луну только потому, что это выгодно!».

Moon Express

Неизвестно, прав ли Ричардс и сколько времени потребуется, чтобы доказать или опровергнуть его слова. Многие компании в космической отрасли поначалу терпят фиаско, ведь основным источником их дохода по-прежнему служат государственные контракты, а отнюдь не частная клиентура. Но Ричардс уверен: первый триллионер в мире сколотит состояние именно в космосе. Возможно, таким триллионером станет тот, кому удастся организовать промышленную добычу из лунного грунта гелия-3 – редко встречающегося на Земле стабильного изотопа, пригодного в качестве топлива для термоядерных реакторов будущего, над созданием которых ученые многих стран трудятся вот уже несколько десятилетий.

Moon Express, США
На мысе Канаверал полным ходом идет отладка посадочного модуля – MX-1E. Его уменьшенная модель всегда оказывается в центре внимания на рабочем столе (вверху), когда команда собирается за обедом для обсуждения текущих вопросов. В перерывах между испытаниями инженеры устанавливают прототип (внизу), чтобы сфотографировать его. Тем временем Боб Ричардс, глава Moon Express, поднимает философскую тему: «Мы становимся свидетелями начала эры путешествий в дальний космос, и этот этап по значимости вполне может сравниться с выходом рыб на сушу».

Если, достигнув поверхности Луны, финалисты Lunar XPrize выполнят дополнительные задания, их ждут неплохие бонусы.

Добраться до одного из мест прилунения советских или американских аппаратов и послать оттуда сигнал:

$ 1–4 миллиона – переместиться на 5 километров:

$ 2 миллиона – обеспечить работу посадочного модуля и передавать сигнал в течение двух лунных дней:

$ 2 миллиона – обнаружить следы воды: $ 4 миллиона

Еще один потенциальный источник обогащения – астероиды и прочие небольшие небесные тела, где с помощью роботов можно вести добычу золота, серебра, платины, титана и других ценных металлов.

«Невероятные богатства висят прямо у нас над головой, дело за малым – сорвать этот куш!» – восклицает Питер Диамандис, инженер-физик, один из основателей компании Planetary Resources, с которой сотрудничает кинорежиссер Джеймс Кэмерон. (Помимо них компанию поддерживают несколько миллиардеров технологического сектора.) В 2013 году Planetary Resources купила фирму Asterank, на сайте которой выложены проекты по промышленному освоению более 600 тысяч астероидов. Именно Диамандис – основатель и исполнительный директор фонда XPrize, учредившего еще несколько премий – по математике, энергетике, медицине и в области разработки искусственного интеллекта. Цель одна – ускорить прогресс, подстегнуть инновации и получить новые технологии.

По словам одного из директоров фонда XPrize Чанды Гонзалес-Моурер, основной эффект от лунной гонки состоит в том, что она проложит дорогу в «новую эру недорогих полетов на Луну и за ее пределы».

В свое время отваге перелетевшего океан Линдберга рукоплескал весь мир – его смелый поступок привлек всеобщий интерес к гражданской авиации. Точно так же организаторы лунной гонки надеются привлечь общественное внимание к компаниям-пионерам частных космических полетов, – которые, кстати, уже доставляют грузы на Международную космическую станцию и пробуют запускать спутники, модули для научных экспериментов и орбитальные ракеты. Близится день, когда частные космические корабли начнут перевозить и пассажиров: компания Virgin Galactic, основанная миллиардером Ричардом Бренсоном (сам Бренсон называет ее не иначе как «первым коммерческим космическим перевозчиком») объявила о подготовке к запуску в космос туристов – можно будет испытать ощущение невесомости и насладиться видами родной планеты, прежде доступными лишь космонавтам. А основатель SpaceX Илон Маск в феврале этого года пообещал, что в конце 2018-го на его корабле Dragon двое космических туристов облетят вокруг Луны. Еще через два месяца создатель Amazon Джефф Безос объявил, что для финансирования собственной компании Blue Origin, развивающей коммерческую космонавтику и космический туризм, он намерен ежегодно продавать акций Amazon на миллиард долларов.

Конечно, дерзкие планы частников поскорее отправить в космос туриста небесспорны. Взять хотя бы произошедшую в 2014 году катастрофу прототипа пассажирского челнока, принадлежавшего Virgin Galactic, – одно это происшествие отбросило компанию в ее разработках на несколько лет назад.

Гонка Lunar XPrize между тем приближается к финишу, впрочем, преодоление настоящих преград на финальном этапе только начнется. К примеру, участники просто могут не уложиться в заданные сроки или в ходе предстартовых проверок ракет будут выявлены неполадки.

США
Хотя компания Astrobotic Technology из Питтсбурга не участвует в лунной гонке XPrize, она не менее амбициозна и занимается разработкой спускаемого аппарата Griffin для освоения спутника. Компания обещает «сделать Луну доступной для землян» и активно продает услуги по доставке на наш естественный спутник земной почты. Цены – от 460 долларов.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Меню будущего: насекомые, травы и вегетарианские бургеры «с кровью» Меню будущего: насекомые, травы и вегетарианские бургеры «с кровью»

Меню будущего: насекомые, травы и вегетарианские бургеры «с кровью»

National Geographic, январь'19
Блуждающий квадрат Блуждающий квадрат

Одинокая проходная пешка стремится в ферзи

Наука и жизнь, июнь'19
О детях О детях

Мысли и цитаты великих людей

Forbes, июнь'19
Я не бездельница Я не бездельница

Залогом счастливой жизни Юлия Высоцкая называет свободу и ответственность

Добрые советы, сентябрь'17
«Зачем искусственному интеллекту уметь думать?» «Зачем искусственному интеллекту уметь думать?»

Интервью с Михаилом Биленко, «Яндекс»

РБК, сентябрь'17
Шарлиз Терон: «Я не буду судиться  с тем, кого любила» Шарлиз Терон: «Я не буду судиться  с тем, кого любила»

У нее есть дети, «Оскар», красота, почетное звание амбассадора Dior, большая любовь в прошлом и, возможно, в будущем. А еще – трагический опыт, разочарования, неудачи… У нее есть все, что человек может получить от жизни. И в свои 42 она этого не отрицает. Она принимает мир таким, какой он есть. Чтобы попытаться его улучшить.

Psychologies, август'17
Араз Агаларов Араз Агаларов

О «Крокус Сити Холле» и других активах

GQ, сентябрь'17
Шут­ки в сторону Шут­ки в сторону

Су­пер­звез­да ин­ста­гра­ма, ак­три­са Ири­на Гор­ба­че­ва

Vogue, сентябрь'17
Большие игрушки Большие игрушки

Они преодолевают такие препятствия, какие старшим товарищам не по зубам

Популярная механика, сентябрь'17
Hyundai Creta – Suzuki Vitara Hyundai Creta – Suzuki Vitara

Откуда такая разность потенциалов?

АвтоМир, август'17
Kia Rio – Skoda Rapid Kia Rio – Skoda Rapid

Спешим сравнить самое свежее

АвтоМир, август'17
Дамы арабского мира Дамы арабского мира

Место женщины в мусульманских странах — вопрос спорный

L’Officiel, сентябрь'17
Сплошное расстройство! Сплошное расстройство!

Пищевая инфекция и ее неприятные последствия летом – обычное дело

Лиза, август'17
Похудеть без тренировок: 5 лайфхаков Похудеть без тренировок: 5 лайфхаков

Надумали привести себя в форму, но не готовы регулярно ходить в спортивный зал или в бассейн? Для вас отличная новость! В повседневной жизни хватает возможностей, чтобы сбросить лишний вес и улучшить свои фитнес-показатели. Британская журналистка Клэр Лонгригг проверила это на себе и делится опытом.

Psychologies, август'17
Land Rover Discovery Land Rover Discovery

Просторный салон, универсальность и способность проехать где угодно

Quattroruote, сентябрь'17
Михаил Гуцериев:  «В России на семейный бизнес смотрят как на мафиозный клан» Михаил Гуцериев:  «В России на семейный бизнес смотрят как на мафиозный клан»

Интервью с Михаилом Гуцериевым

Forbes, сентябрь'17
Александр Ревва: Теперь я знаю о женщинах все!!! Александр Ревва: Теперь я знаю о женщинах все!!!

О том, кто на самом деле скрываетcя под маской секс-символа Артура Пирожкова

Лиза, август'17
Экология питания беременной женщины Экология питания беременной женщины

Безопасные и при этом необходимые для роста и развития ребенка пищевые продукты

9 месяцев, август'17
Знак времени Знак времени

Как стать Принсом

GQ, сентябрь'17
Проблемы с самооценкой: как их преодолеть? Проблемы с самооценкой: как их преодолеть?

Самооценка – это представление человека о важности своей личности

9 месяцев, август'17
Не пойду в школу! Не пойду в школу!

Ребенок не хочет в школу – история не то чтобы непривычная

Домашний Очаг, сентябрь'17
Игры солдатиков Игры солдатиков

Wargaming.net и «1С» объединили свои усилия для создания игры о спецназе

Популярная механика, сентябрь'17
Тихо! Идет запись Тихо! Идет запись

Иван Дорн и Леонид Агутин спорят о звуке

GQ, сентябрь'17
Тарон Эджертон Тарон Эджертон

Он уже готовится к премьере нового фильма об агентах секретной службы

L’Officiel, сентябрь'17
Пло­щадь Крас­ная видна Пло­щадь Крас­ная видна

Как главный архитектор Москвы борется за облик города

GQ, сентябрь'17
Футуристы от моды Футуристы от моды

Оптимистичные идеи футуризма. Кто является продолжателем сегодня?

Numéro, сентябрь'17
Lexus RC F – Infiniti Q60 Lexus RC F – Infiniti Q60

Так и кто же круче?

Quattroruote, сентябрь'17
«Из жизни ребенка исчез интересный взрослый» «Из жизни ребенка исчез интересный взрослый»

Как создать школьнику ситуацию развития

Русский репортер, август'17
Русский след Русский след

Джеймс Нор­тон про­дол­жа­ет вы­би­рать не­про­стые ро­ли

Vogue, сентябрь'17
Мой муж оказался геем Мой муж оказался геем

Наша героиня ни о чем не подозревала и до последнего не могла поверить

Cosmopolitan, сентябрь'17