Города будущего

Чтобы радоваться городской жизни, нам придется сократить автомобильные поездки

National GeographicHi-Tech

Города будущего

Чтобы радоваться полноценной городской жизни, нам придется сократить автомобильные поездки

Текст: Роберт Канзиг

Шанхай, Китай. Недалеко от центра крупнейшего в Китае города скоростная автострада «Янань» проходит под шоссе «Север – юг». С 1990 года в стране прибавилось полмиллиарда городских жителей и почти 190 миллионов автомобилей. К 2030-му в городах ожидается прибавление еще 300 миллионов жителей, и китайские планировщики говорят, что взяли новый курс – в приоритете не машины, а пешеходные улицы и общественный транспорт

Главный смысл городов в том, чтобы сближать людей. В XX веке нас, наоборот, лишь разбросало, как после бомбежки. Год назад мы с архитектором Питером Калторпом проехали там, где это видно особенно отчетливо. У Питера есть идеи, как можно восстановить целостность городов. В конце 1970-х он помогал проектировать одно из первых энергоэффективных правительственных офисных зданий. Сегодня архитектор смотрит на вещи шире: «Чтобы существенно влиять на экологию и на общество, мало построить одно здание. Надо менять облик целых территорий». Питер возглавляет небольшую, но пользующуюся авторитетом в мировом сообществе компанию Calthorpe Associates: они занимаются городским проектированием. На стене его офиса в Беркли красуется хартия движения Congress for the New Urbanism («Объединение за новый урбанизм»), осуждающая расползание «безликой растянутой застройки». Четверть века назад, в 1993-м, Питер стоял у истоков движения.

Мы выждали, пока на улицах станет посвободнее, и ближе к обеду отправились в синей Tesla Питера на юг от Сан-Франциско – в Кремниевую долину.

«Проблема в том, что, когда единственным, безальтернативным способом передвижения в городе становится машина, люди начинают злоупотреблять этим, – говорит Питер. – В ущерб климату, собственному кошельку, району, где живут, в ущерб времени, которое тратят в дороге. Куда ни посмотри, эффект отрицательный. Малая подвижность – верный путь к ожирению. Загрязнение воздуха приводит к заболеваниям органов дыхания».

В 1990-х Питер помог убедить власти Портленда (штат Орегон) вместо очередной трассы построить линию легкорельсового транспорта, а вдоль нее возвести жилье, офисы и магазины. Это решение – «застройка, ориентированная на общественный транспорт» – создало ему репутацию урбаниста-визионера. Один мой знакомый, эколог из Пекина, рассказывал, что отправлял многих китайских архитекторов именно в Портленд.

По словам Питера, его идея не так уж и нова – он стремился «изобрести заново» городскую инфраструктуру, в которой великолепный центр города при помощи трамваев соединялся когда-то с окраинами, по которым было удобно передвигаться пешком.

...Несмотря на поздний выезд, на мосту мы встали в пробку.

Уэлин-Гарден-Сити, Великобритания. 100 лет назад, когда люди еще только начинали покидать перенаселенные города в Европе и Америке, британский социолог Эбенизер Ховард создал концепцию двух «городов-садов» на севере Лондона. Некоторые идеи Ховарда до сих пор кажутся передовыми, например то, как он совместил доступность природной среды и метрополиса для жителей Уэлина, – отсюда на поезде можно добраться до Лондона всего за полчаса.

Согласно утопии Питера, города перестанут бесконечно расширяться, поглощая природу. Напротив, они будут искать способы впустить природу внутрь себя. Города станут прирастать кластерами с высокой плотностью застройки, небольшими кварталами в пешей доступности от сети скоростного общественного транспорта. В поселениях будущего работа перестанет быть отделена от жилья и магазинов, как диктует нынешняя «растянутая» городская застройка, вынуждающая людей перемещаться между этими тремя жизненно важными зонами на автомобилях; богатые не будут отделены от бедных, молодые от пожилых, белые от черных. (Статья посвящена по большей части проблемам, характерным для малоэтажной застройки американских агломераций, районов, куда трудно добраться на общественном транспорте. – Прим. российской редакции.). Сократив автомобильные поездки и укладывая меньше асфальта, горожане должны уменьшить вклад в изменение климата, из-за которого ряд городов рискуют стать непригодными для жизни.

...К югу от аэропорта Сан-Франциско мы взяли курс на Пало-Алто, где вырос Калторп. За окном машины мелькали шиномонтажи, прокатные конторы, дешевые мотели... Одна из старейших дорог на западе Соединенных Штатов, шоссе El Camino Real, когда-то служила испанским колонистам и священникам. «Старая Миссионерская дорога сейчас пересекает самое сердце Кремниевой долины и застроена черти чем», – сетует Питер.

Впрочем, его это не раздражает: наоборот, архитектор видит тут новые возможности. Вдоль шоссе живет совсем мало народу, так как земля здесь отведена преимущественно для коммерческого использования. При этом Кремниевая долина остро нуждается в жилье. Десятки тысяч служащих добираются на работу на машинах. В Маунтин-Вью, где обосновался Google, сотни людей живут в припаркованных автомобилях.

Баку, Азербайджан. Столица богатого нефтью государства, крупнейший город в стране, примерила на себя дубайскую модель городского развития – на первом месте так называемые здания-визитки, на втором – генеральный план. «Пламенные башни» напоминают огненные языки, появляющиеся там, где на поверхность просачивается природный газ. В темное время суток их фасады, усеянные светодиодами, вспыхивают в пламенном танце. В небоскребах разместились роскошный отель, апартаменты класса люкс и торговый центр с выставочным залом Lamborghini.

В 800-метровой придорожной зоне вдоль 70-километрового участка El Camino между Сан-Франциско и Сан-Хосе расположено 3750 коммерческих земельных участков, занятых разношерстными зданиями, по большей части одно- и двухэтажными. Питер знает это благодаря компьютерной программе UrbanFootprint, которую разработал с коллегами. Данные поступают из национальной базы земельных участков и обрабатываются с помощью нескольких аналитических моделей, на основе которых можно строить концепции развития.

И вот концепция Калторпа: если земли вдоль El Camino застроить жилыми зданиями в три–пять этажей, а на первых этажах разместить магазины и офисы, получится около 250 тысяч новых жилых пространств. Таким образом можно решить «квартирный вопрос» в Кремниевой долине и одновременно облагородить местность, сократив при этом выбросы парникового газа, потребление воды и потраченное впустую время множества людей.

Роттердам, Нидерланды. В историческом районе города поражает оригинальностью новое здание Market Hall. «Это пространство, где люди могут устраивать праздники и встречаться друг с другом», – поясняет архитектор Вини Маас. Многоквартирный дом построен в форме арки; под ней расположились рынок, бары и рестораны

На отрезках этой 70-километровой полосы дети смогут, как в прежние времена, добираться до школы, а их родители в магазин, пешком или на велосипеде. Для перемещения вдоль «полосы» будет приспособлен общественный транспорт, которому тоже отводится весьма важная роль: он должен быть доступным и быстрым. К слову, говорит Питер, выбор не в пользу легкорельсовой технологии – пока она слишком дорогая. Скоро появится кое-что получше.

Что же это? Беспилотные автомобили. Калторп уверен: если каждый получит доступ к беспилотникам, или если технологию начнут использовать сервисы такси вроде Uber и Lyft, ситуация лишь усугубится. И предлагает выделить полосы посередине El Camino только для беспилотных «маршруток». Они будут курсировать каждые несколько минут и делать редкие остановки – благодаря приложению, распределяющему пассажиров в зависимости от пункта назначения. Находясь на огороженных полосах, по задумке Питера, эти машины никого не собьют.

...В конце 1960-х Калторп учительствовал в школе в горах Санта-Круз. Находившаяся неподалеку долина, тогда еще не получившая название Кремниевой, тонула в смоге – автостраду, которая должна была разгрузить El Camino и шоссе Bayshore, еще строили. «В те времена долину просто не было видно, – вспоминает Питер. – И я понимал: что-то явно шло не так». Сегодня смога меньше, но с городами еще не все в порядке, и Калторп не теряет надежды исправить ситуацию.

Сингапур. Может ли город с небоскребами стать городом-садом? Правительство Сингапура субсидирует вертикальные сады вроде этого, пустившего корни на 191-метровом отеле Oasia. Спроектированное местной фирмой, здание охлаждается за счет 54 видов деревьев и цветущих вьющихся растений. Последние, в свою очередь, привлекают насекомых и птиц, а все это вместе – помогает успокаивать нервы горожан.

На ежегодной конференции «Объединения за новый урбанизм» в городе Саванна (штат Джорджия) главным докладчиком в прошлом году был Ян Гэл, специалист по городскому дизайну из Копенгагена. Яну уже за 80, десятки лет он вел наблюдения за поведением горожан в общественных местах, собирая данные о том, что стимулирует общественную жизнь, а что, напротив, выхолащивает, опустошает ее.

«Существует серьезное заблуждение насчет образа города будущего, – объяснял он мне за столиком в уличном кафе. – Каждый раз, когда архитекторы и дизайнеры пытаются изобразить нечто, они показывают мир, где никому и ни за что не захотелось бы оказаться».

Гэл открыл компьютер, чтобы показать мне сайт компании Ford – «Город завтрашнего дня». На картинке – небоскребы и утопающие в зелени бульвары. Попадались и люди, которые, правда, никак друг с другом не взаимодействовали. «Посмотрите, как здорово здесь гулять», – саркастически описывал картинку Ян.

Сингапур. Пышная тропическая флора выплескивается во внутренний двор, зелеными потоками обрушивается с террас здания киностудии Lucasfilm. Сингапур – островное государство с небольшой территорией, и приходится все тщательно планировать, чтобы не утратить связь с природой и культурой.

Новые урбанисты называют такой подход

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Летающие пауки Летающие пауки

Летающие пауки – великие колонизаторы: некоторые из них улетают, расширяя ареал

National Geographic, июнь'19
Домашнему мастеру Домашнему мастеру

Маленькие хитрости

Наука и жизнь, июль'19
Шейха Аль-Маясса о том, как сделать Катар арт-центром мира Шейха Аль-Маясса о том, как сделать Катар арт-центром мира

Одна из самых влиятельных женщин в искусстве — в интервью Vogue

Vogue, апрель'19
Елизавета Баварская Елизавета Баварская

О местах силы, супермоделях, итальянской кухне и любимых модных тенденциях

Vogue, май'19
О театре со вкусом О театре со вкусом

Торжественный обед журнала ОK! с участием номинантов премии «Золотая маска»

OK!, апрель'19
Антракт в театре абсурда Антракт в театре абсурда

Четыре вопроса о замене Кириллу Серебренникову меры пресечения свободы

РБК, апрель'19
Брошенные звери в закрытом испанском зоопарке: что с ними будет Брошенные звери в закрытом испанском зоопарке: что с ними будет

В вольерах Parque Zoologico Prudencio Navarro разворачивается трагедия

National Geographic, апрель'19
Благородное семейство Благородное семейство

Сравниваем именитых представителей класса среднеразмерных кроссоверов

АвтоМир, март'19
Я живой Я живой

В авиакатастрофе 2016 года Елена Котляр потеряла мужа, он пел в хоре

Story, май'19
В Кремль пронесли стальные аргументы В Кремль пронесли стальные аргументы

Российский бизнес предложил ввести режим свободной торговли с Турцией

РБК, апрель'19
Как выглядят солнечные затмения на Марсе? Как выглядят солнечные затмения на Марсе?

Посмотрите, как спутники Марса – Фобос и Деймос – заслонили Солнце!

National Geographic, апрель'19
Женщина, которая поет Женщина, которая поет

15 апреля у Аллы Пугачевой юбилей – 70 лет

Лиза, апрель'19
Стекло не готово к бою Стекло не готово к бою

Доля стекла в общем объеме отходов, которые сортируются в России, очень мала

Эксперт, апрель'19
Не только Азия Не только Азия

Мотор-шоу в Шанхае и выставка в Нью-Йорке в этом году идут одновременно

АвтоМир, апрель'19
Статистика не справилась с выполнением майских указов Статистика не справилась с выполнением майских указов

Росстат опубликовал региональные данные о среднемесячном доходе

РБК, апрель'19
Диета против ПМС Диета против ПМС

Как быть, если ПМС мешает работе и отравляет личную жизнь

Лиза, апрель'19
Акулы пера Акулы пера

Ольга Бузова больше не плачет в подушку, а Алексей Чумаков игнорирует дураков

StarHit, апрель'19
Не опять, а Сноу Не опять, а Сноу

Звезда «Игры престолов» Кит Харингтон и его «Дольче»

Esquire, апрель'19
Дышать и двигаться: как связаны тело и эмоции Дышать и двигаться: как связаны тело и эмоции

Эмоции – это еще и телесные переживания, заключенные в какой-то части тела

Домашний Очаг, май'19
Хрустящая тема Хрустящая тема

Ароматные свежие огурчики – непременный компонент летних салатов

Лиза, апрель'19
Как Лил Узи Верт создает моду будущего Как Лил Узи Верт создает моду будущего

Рэпер изящно сочетает женскую, офисную, рейверскую и спортивную одежду

GQ, апрель'19
У него есть всё У него есть всё

Посмотрим, соответствует ли флагманский внедорожник марки заявлению маркетологов

4x4 Club, январь'19
Система финансовых сообщений переходит на иностранный Система финансовых сообщений переходит на иностранный

Участие в российском аналоге SWIFT может стать для банков обязательным

РБК, апрель'19
«Зайки» останутся без прав? «Зайки» останутся без прав?

Мошенников, не платящих за использование платных дорог, привлекут к ответу

АвтоМир, апрель'19
Саймон Мерреллс: «Марк Хэмилл невероятно классный парень!» Саймон Мерреллс: «Марк Хэмилл невероятно классный парень!»

MAXIM продолжает общаться с героями второго сезона «Падения Ордена»

Maxim, апрель'19
Россия и Трамп победили не сговариваясь Россия и Трамп победили не сговариваясь

Сговора Трампа с Кремлем так и не обнаружили

Эксперт, апрель'19
Микромагазины получают максимальный дисконт Микромагазины получают максимальный дисконт

Visa снижает комиссию для новых участников рынка безналичных платежей

РБК, апрель'19
Cтолица миров Cтолица миров

Древняя столица Китая хранит имперское величие и настоящие ценности Поднебесной

Вокруг света, май'19
Агенты под прикрытием Агенты под прикрытием

Основательницы проекта FoodyFit, о «полезных» продуктах, которые делают нас хуже

Grazia, апрель'19
Особый взгляд Особый взгляд

В этом году на Биеннале в Венеции как никогда мощное представительство женщин

Vogue, май'19