Дорогу покажешь?

Мы находимся на пороге новой космической эры

National GeographicНаука

Дорогу покажешь?

Создается впечатление, что мы уже давно топчемся на месте. На самом деле мы находимся на пороге новой космической эры: отныне стремление к открытиям будет сопровождаться гонкой за прибылью.

Текст: Сэм Хоу Верховек
Фотографии: Дэн Уинтерс

Космический корабль Unity компании Virgin Galactic в 2015 году поднялся на 80 километров – туда, где, как считает НАСА, начинается космос.

Полвека назад человек впервые ступил на Луну. Это был один из самых поразительных моментов истории – но не только потому, что полет на другое космическое тело стал одним из величайших достижений человечества, или потому, что он знаменовал собой кульминацию космической гонки двух сверхдержав (хотя и то, и другое верно). Газета New York Times поместила на первую полосу стихи Арчибалда Маклиша, а телеведущий Уолтер Кронкайт, известный как «человек, которому больше всего доверяют американцы», заявил, что для людей будущего высадка на Луну станет «самым важным событием всех времен».

Главное же значение свершившегося состояло даже не в том, что удалось достичь цели, о которой когда-то трудно было и помыслить.

Это достижение было в одном ряду с расселением представителей нашего вида по всей суше, покорением океанов и воздушного пространства – теперь человечеству должны были стать доступны новые миры, которые можно будет исследовать и, если повезет, даже заселять. Мы сделались космическими путешественниками – казалось, еще чуть-чуть, и нам удастся преодолеть то, что знаменитый фантаст Айзек Азимов называл «планетарным шовинизмом»: мы должны были превратиться в межпланетный вид живых существ, а понятие «земляне» – остаться лишь в анналах истории.

После прилунения «Игл», посадочного модуля космического корабля «Аполлон-11», 20 июля 1969 года, подобные ожидания вызывали эйфорию. Величайшие путешествия начинаются с первого шага. Маленький шаг для человека – огромный скачок для человечества.

Томас О. Пейн, тогдашний глава НАСА, уже строил планы полета на Марс – и не в какой-то отдаленной перспективе. Сроки были обозначены в его статье, опубликованной в National Geographic: старт – 3 октября 1983 года. Команда из 12 человек отправится на двух 75-метровых космических кораблях с ядерными двигателями. Выход на орбиту Марса – 9 июня 1984-го. Затем – 80 дней исследований марсианской поверхности и возвращение на орбиту Земли 25 мая 1985-го.

Сам факт высадки на Луну, можно сказать, возвышал человечество в собственных глазах и вселял уверенность в том, что мы и в самом деле продолжим космическую экспансию. «Куда бы мы ни приехали, люди говорили не "вы, американцы, сделали это", а "мы сделали это!" – вспоминал Майкл Коллинз, пилот командного модуля "Аполлона-11". – Мы, человечество, мы, люди, сделали это!»

Погода на Марсе очень переменчива, так что астронавтам потребуются скафандры, в которых можно будет передвигаться по поверхности планеты и при 60 градусах мороза, и при 20 – тепла. Этот экспериментальный скафандр, находящийся в стадии разработки (при финансировании НАСА) в одной из лабораторий Университета Северной Дакоты, сделан из 350 элементов. Космический центр имени Кеннеди НАСА

До рассвета еще несколько часов. Автобус мчит по пустой дороге в бескрайней степи Центрального Казахстана, и свет его фар время от времени на миг выхватывает из темноты огромную поблекшую фреску или начавшую осыпаться мозаику. Эти произведения искусства, которые не пощадили здешние суровые зимы и страшная летняя жара, украшают стены огромных заброшенных зданий и прославляют достигнутые десятилетия назад успехи советской космической программы.

Наконец, когда позади осталось несколько километров этих памятников эпохи, автобус внезапно сворачивает и, миновав ворота, подъезжает к гигантскому строению – обшарпанному, но, совершенно очевидно, не заброшенному: внутри ангара находится новенький космический корабль.

Я приехал на Байконур потому, что сегодня, незадолго до юбилея высадки на Луну, это единственное место на планете, где можно увидеть, как люди отправляются в космос. При этом улететь они могут только в одно место во всей Вселенной – на Международную космическую станцию (МКС) – за 400 километров от поверхности Земли, что составляет лишь одну тысячную расстояния до Луны.

Прошло уже восемь лет с тех пор, как НАСА закрыло программу запуска шаттлов, и сегодня единственный способ доставить американского астронавта на станцию – это попросить «Роскосмос», партнера НАСА, подвезти его до места назначения. Билет в оба конца обходится примерно в 82 миллиона долларов, а других надежных «маршруток» ни у кого нет.

Вот такое место мы, люди, занимаем в космосе сегодня, через полвека после высадки на Луну. Если вспомнить великие ожидания 1969 года, это просто ничто. 12 человек (все американцы) побывали на Луне. Последний раз – в 1972 году, и с тех пор нога человека не ступала в космосе нигде, кроме орбитальных станций.

С другой стороны, мы, безусловно, достигли в исследовании космоса выдающихся успехов.

Мы отправили ко всем планетам Солнечной системы беспилотные аппараты, которые прислали нам поразительные фотографии и огромные объемы информации. Два аппарата «Вояджер» вышли за пределы Солнечной системы. Сейчас они находятся на расстоянии более 17 миллиардов километров от Земли и до сих пор поддерживают с нами связь.

Поскольку «Вояджеры» могут странствовать в межзвездной пустоте бесконечно долго, а Земля и Солнце так или иначе прекратят свое существование (хотя это и будет еще очень нескоро), может случиться так, что однажды эти вечные странники размером с легковой автомобиль останутся единственным свидетельством того, что мы когда-то существовали. Впрочем, может случиться и так, что к тому времени наши наследники, новый вид разумных существ, расселятся по другим звездным системам, но еще не забудут своих предков, которые первыми вышли в космос.

Рабочий-техник прилаживает оборудование к CST100 Starliner, новому космическому кораблю, спроектированному компанией «Боинг» для перевозки на МКС до пяти человек сразу. Аппарат приспособлен к посадке на землю, а не на воду, снабжен парашютами, замедляющими спуск, и воздушными подушками, смягчающими приземление. Каждый корабль можно будет использовать до десяти раз. В конце этого года «Боинг» планирует осуществить испытательный полет с экипажем на борту.

И если это будет так, они, возможно, назовут нынешнее время – конец 2010-х и начало 2020-х – переломным моментом. Именно так Джим Керавала, физик и глава компании OffWorld (намеревающейся с помощью миллионов роботов превратить внутреннюю область Солнечной системы в «лучшее, уютное, зеленое пространство для жизни и цивилизации»), называет лихорадочную активность, царящую в области коммерциализации космоса. Мы, утверждает Керавала, становимся свидетелями «подлинного начала новой эры, когда человечество примется заселять другие миры». Перспективы, которые с увлечением рисует Керавала, весьма сомнительны. Отчасти потому, что старая истина – «космос суров» – с годами истиной быть не перестала: срывы и задержки остаются неизбежными спутниками прогресса в космической сфере.

Серьезные сдвиги, несомненно, происходят. Две американские компании, SpaceX и «Боинг», все ближе подходят к тому, чтобы получить официальный сертификат на свои космические корабли, а значит, недалек тот день, когда НАСА, по выражению его главы Джима Брайденстайна, вновь начнет «отправлять американских астронавтов в космос на американских ракетах с американской территории». Эти корабли, которые по сравнению с тесными «Аполлонами» все равно что Boeing 787 Dreamliner по сравнению с винтовыми самолетами 1950-х, будут готовы к взлету с экипажем на борту уже в конце этого года или в начале следующего. [Готов биться об заклад: не будут. – Примечание научного редактора.]

Две другие частные компании, Virgin Galactic и Blue Origin, тоже достигли больших успехов в строительстве космических кораблей, отдав предпочтение регулярному космическому туризму. Для начала они собираются поднимать обеспеченных клиентов на высоту около ста километров, где те смогут испытать невесомость, а также увидеть черную пустоту Вселенной и голубой нимб Земли. Это обойдется счастливцам всего в 200 тысяч долларов или около того. Обе компании уверяют, что цены, по мере ввода в эксплуатацию новых кораблей, будут снижаться, а «широта обзора» – расти. Blue Origin также планирует вернуть людей на Луну: в мае она объявила о строительстве беспилотного посадочного модуля Blue Moon, способного принять на борт 6,5 тонны груза, и к 2024 году высадит астронавтов на лунную поверхность.

Активность в космосе не ограничивается деятельностью американских компаний и российской космической программой. В январе Китай объявил о «начале новой главы» лунных исследований: китайский беспилотный аппарат совершил мягкую посадку на обратной стороне Луны, куда ранее луноходы не добирались. Внутри ровера находится «минибиосфера». Суть эксперимента заключалась в том, чтобы выяснить, смогут ли дрозофилы, несколько видов растений и дрожжи создать замкнутую пищевую цепочку в лунных условиях. В апреле Китай заявил о намерении в следующем десятилетии построить исследовательскую станцию вблизи южного полюса Луны. Однако китайское космическое агентство пока молчит о том, когда запланирован полет к Луне «тайконавтов».

Израиль, считающий себя «нацией смелых стартапов», испытал и радость, и огорчение в апреле, когда некоммерческий консорциум SpaceIL впервые в истории вывел на лунную орбиту частный космический аппарат, однако попытка посадить его на Луну не удалась: маленький «Берешит» (на иврите «в начале» – первые слова Книги Бытия) врезался в грунт.

В далекой Новой Зеландии с космодрома, примыкающего к огромному овечьему пастбищу, взлетают принадлежащие компании Rocket Lab инновационные дешевые ракеты, доставляющие спутники на низкую околоземную орбиту. На окраине Дубая, там, где авиакомпания «Эмирейтс» построила посреди пустыни огромный пересадочный узел для авиапутешественников, осуществляется еще более масштабный проект, который называют первым на Земле «космополисом». Власти уверяют, что он сможет принимать не только обычные самолеты, но и сверх- и гиперзвуковые, а также космические корабли. А японское космическое агентство JAXA в марте объявило о том, что оно вместе с компанией «Тойота» работает над созданием лунохода, на котором астронавты могли бы преодолеть по лунной поверхности расстояние свыше десяти тысяч километров.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Лесные огоньки Лесные огоньки

Ускользающая красота одного из чудес природы Мексики

National Geographic, август'19
Медицина Медицина

Цифры, факты, открытия

Огонёк, октябрь'19
Шарлиз Терон Шарлиз Терон

Она волевая, привлекательная, а в фильме «Та еще парочка» – и очень смешная

Playboy, сентябрь'19
Терпение лопнуло. Почему Теодор Курентзис ушел из Пермской оперы Терпение лопнуло. Почему Теодор Курентзис ушел из Пермской оперы

Куда исчез бюджет и проект реконструкции нового здания Пермской оперы

Forbes, июнь'19
Обзор беспроводного пылесоса Dyson V11 Absolute: чисто и дорого Обзор беспроводного пылесоса Dyson V11 Absolute: чисто и дорого

Тестируем продвинутый вертикальный пылесос от Dyson

CHIP, июнь'19
«Я рада, что не нашла свою любовь до 40» «Я рада, что не нашла свою любовь до 40»

Отсутствие постоянного партнера — больная тема для многих людей

Psychologies, июнь'19
Карта острова Карта острова

На острове Ольхон теперь можно воспользоваться цифровыми финансовыми услугами

Огонёк, июнь'19
Коллаборации поп-звезд с брендами: лучшие тренды этого лета из Кореи Коллаборации поп-звезд с брендами: лучшие тренды этого лета из Кореи

О главных коллабах корейских поп-звезд

Cosmopolitan, июнь'19
Алкогений: Бен Аффлек Алкогений: Бен Аффлек

Актерище и режиссерище Бен Аффлек – самый неанонимный алкоголик на свете

Maxim, июнь'19
Танец освобождения Танец освобождения

Отрывок из книги «Анандла: десять лет с йогами, целителями и шаманами»

Yoga Journal, июль'19
У кошки блоги! У кошки блоги!

Эти звезды Интернета не умеют писать и фотографировать (у них лапки)

Добрые советы, июль'19
Музыкальные фестивали лета, ради которых стоит выехать за границу Музыкальные фестивали лета, ради которых стоит выехать за границу

Летние месяцы созданы для того, чтобы наслаждаться музыкой под открытым небом

РБК, июнь'19
Как измеряют тысячи вольт Как измеряют тысячи вольт

Компания «Профотек» предложила оптический трансформатор для измерения тока

Эксперт, июнь'19
Первый среди неравных. Почему теннисистки зарабатывают больше, чем другие спортсменки Первый среди неравных. Почему теннисистки зарабатывают больше, чем другие спортсменки

Разница в доходах мужчин и женщин в теннисе до сих пор есть

Forbes, июнь'19
Депутатская неожиданность Депутатская неожиданность

Как наши чиновники посрамили Кафку, Бажова и дядюшку Римуса

Maxim, июль'19
Big Baby Tape Big Baby Tape

Big Baby Tape знает наизусть правила рэп-игры, но хочет ввести свои

Esquire, июнь'19
Самые большие зарплаты футболистов в России и мире на 2019 год Самые большие зарплаты футболистов в России и мире на 2019 год

Здесь и Дзюба, и Месси, и даже Кокорин

Playboy, июнь'19
Кроссовер за миллион. Тест-драйв Renault Arkana Кроссовер за миллион. Тест-драйв Renault Arkana

Arkana больше всего удивляет ценой

РБК, июнь'19
Домашний мальчик Домашний мальчик

Дерек Бласберг пишет в новой квартире новую главу своей жизни

Tatler, июль'19
Толпой и еще толпее Толпой и еще толпее

Почему люди, собравшиеся большими группами, начинают вести себя странно?

Maxim, июль'19
Faces&Laces 2019: 10 причин посетить выставку в этом году Faces&Laces 2019: 10 причин посетить выставку в этом году

8 и 9 июня пройдет тринадцатая выставка Faces&Laces

Cosmopolitan, июнь'19
Главное с презентации Apple: «смерть» iTunes, темный режим в iOS 13, новый Mac Pro и многое другое Главное с презентации Apple: «смерть» iTunes, темный режим в iOS 13, новый Mac Pro и многое другое

Вместо iTunes теперь будет три отдельных приложения

Esquire, июнь'19
Джемма Артертон: «Именно с помощью писем Вирджиния Вулф и Вита Сэквилл-Уэст соблазняли друг друга» Джемма Артертон: «Именно с помощью писем Вирджиния Вулф и Вита Сэквилл-Уэст соблазняли друг друга»

В российский прокат выходит лента «Вита и Вирджиния» режиссера Чании Баттон

Esquire, июнь'19
«Пока только ультиматумы» «Пока только ультиматумы»

Что ожидать от приближающегося саммита G20

Огонёк, июнь'19
«Эти 9 месяцев как 20 лет жизни»: что обрел в кругосветном путешествии основатель Qiwi «Эти 9 месяцев как 20 лет жизни»: что обрел в кругосветном путешествии основатель Qiwi

Основатель и совладелец Qiwi вернулся в Москву после девятимесячного путешествия

Forbes, июнь'19
Возвращение чёрной смородины Возвращение чёрной смородины

История черной смородины в России

Наука и жизнь, апрель'19
Молодо-зелено Молодо-зелено

Знакомьтесь, звезда «Дылды» Виктория Мирошниченко

Vogue, июль'19
Послесловие к Голунову: пошла ли власть на уступки гражданскому обществу? Послесловие к Голунову: пошла ли власть на уступки гражданскому обществу?

По некоторым уголовным делам власть пошла навстречу общественному мнению

Forbes, июнь'19
В унисон с «Артеком» В унисон с «Артеком»

30 и 31 мая в «Артеке» прошел 12-й Международный конкурс «Детская новая волна»

OK!, июнь'19
Пойдем в кино, Иляна Пойдем в кино, Иляна

Ланч с кинокритиком Антоном Долиным

Glamour, июль'19