Пора на охоту: С-70 как ответ доминированию Запада
Новый БПЛА С-70 «Охотник» может стать главным российским проектом в сфере боевой авиации. Но сначала ему нужно подтвердить свою пользу.
(Не) впереди планеты всей
Беспилотники уверенно шагают по миру, в том числе по сфере военного применения. Вот один пример: еще в 2014 году американские Вооруженные силы использовали примерно 10 тысяч малых БПЛА и около одной тысячи средних и тяжелых. Советский Союз в свое время тоже был в числе лидеров в этом направлении: достаточно вспомнить советский разведывательный беспилотный летательный аппарат Ту-143, который производили с 1973 года и который мог развивать крейсерскую скорость в 950 километров в час. Всего промышленники СССР построили почти тысячу таких машин.
Однако после распада Союза сфера заглохла: даже сейчас, несмотря на огромные усилия, между российскими и западными беспилотными технологиями пролегает настоящая пропасть. К примеру, Россия так и не смогла создать полноценный ударный БПЛА наподобие американских MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper, способный применять высокоточные авиационные средства поражения типа ракет AGM-114 Hellfire. Reaper, напомним, способен нести до четырех таких ракет: его вооружение можно сравнить с вооружением ранних ударных вертолетов.
Пока в мире не существует ни одного беспилотного истребителя, хотя военные считают это направление заманчивым. Ведь в этом случае перед создателями боевых машин не будет ограничений в лице человеческого организма и не придется делать дорогие и сложные системы жизнеобеспечения, а также интегрировать их в летательный аппарат, что к тому же ведет к увеличению его массы. Кроме того, потеря БПЛА теперь не грозит гибелью летчика.
Первой «ласточкой» в этом случае можно считать американский беспилотник Northrop Grumman X-47B, который позиционировали как «многоцелевой ударный БПЛА», но который так и остался лишь экспериментальным: сейчас проект закрыт. Впрочем, его создателям есть чем похвастаться: X-47B научили взлетать и садиться на палубу авианосцев, а также выполнять дозаправку в небе. Словом, он может выполнять операции, которые среди летчиков считаются самыми сложными в мирное время. Вообще, концепция X-47B лучше всего демонстрирует, что, вероятно, представляет собой «Охотник». Но мы к этому вопросу еще вернемся.
Россия не первый год хочет получить БПЛА, который был бы сравним с американскими или даже стал лучше. Так появился проект «Скат» – крупный разведывательный и ударный беспилотник, который ранее разрабатывали ОКБ Микояна и Гуревича и ОАО «Климов». Расчетная максимальная взлетная масса – 20 тонн. Максимальная скорость – примерно 850 километров в час. Но дальше макета дело не пошло: сейчас проект, судя по всему, заморожен.
«Скат» можно считать российским ответом на американский X-47B и предшественником «Охотника». Обе машины выполнены по аэродинамической схеме «летающее крыло» и создавались с упором на малозаметность и многофункциональность. Однако выжить и совершить первый полет суждено было только С-70: «Охотник» впервые поднялся в небо 3 августа этого года. Летательный аппарат под управлением оператора выполнил несколько облетов аэродрома и совершил успешную посадку.
В чем же причина его успеха и чем этот аппарат лучше «Ската»? «Охотнику» повезло с создателем. Компания «Сухой» чувствует себя намного лучше, чем полумертвый «МиГ», она абсолютный флагман постсоветского военного самолетостроения.
За годы, прошедшие с момента распада СССР, «Сухой» поставил российским ВВС сотни самолетов новой постройки, а в одну только Индию ранее было отправлено более 250 истребителей Су-30МКИ, модернизированного двухместного Су-27 с новой электроникой.
У «МиГа» есть своя база в лице МиГ-29, который мог иметь коммерческий успех. Но с учетом «демократичной» цены машина была более чем скромна, а покупателей на новый МиГ-35 (последняя версия МиГ-29) вне России не нашлось вообще. Конечно, не стоит забывать, что именно «Сухому» выпала честь разработать первый российский истребитель пятого поколения в лице Су-57, который стал по совместительству первым совершенно новым боевым самолетом, созданным в России после распада Страны Советов. Остальные, как уже отмечалось, были лишь модернизированными машинами советской эпохи.