Письма читателей
Лучший вопрос
Во всем мире есть монорельсовые дороги. А в России монорельс есть только в Москве. Почему у нас в стране не развивается этот вид транспорта? Артем, г. Красноярск
Монорельс в Москве появился в 2004 году. По замыслу бывшего мэра столицы Юрия Лужкова, в бытность которого он был построен, монорельсовая дорога должна была символизировать стремление России и ее столицы в будущее. Монорельс казался прогрессивным, экологически чистым видом транспорта завтрашнего дня.
Однако его опыт эксплуатации оказался неудачным. В 2017 году монорельс фактически прекратил свое существование как вид городского пассажирского транспорта и был переведен на «экскурсионный» режим работы. Причина – в стоимости обслуживания.
Неудачный выбор маршрута, в том числе его небольшая длина, проблемы с запчастями и другие факторы сделали московский монорельс убыточным. И хотя практически во всех странах городской пассажирский транспорт так или иначе дотационный, себестоимость одной поездки на монорельсе была слишком высока по сравнению с другими видами транспорта в Москве.
Кроме того, с технической стороны монорельсовые дороги имеют и другие недостатки: малую пропускную способность, низкую скорость, высокий расход электроэнергии, сложность и медленность монорельсовых стрелок. Создать развитую сеть монорельса слишком сложно и дорого.
В большинстве стран монорельсовые дороги имеют специфическое предназначение: они используются как локальные транспортные системы в парках развлечений, аэропортах, торговых центрах, выставочных комплексах и так далее. Да и в Москве монорельс строился с прицелом на возможное проведение международной выставки «Экспо-2010». Однако сделать из него полноценный вид общественного транспорта удалось только в Японии.
В разное время рассматривалась возможность строительства монорельса и в других российских регионах. Например, в Свердловской области, где была идея создания монорельсовой дороги, которая соединит Екатеринбург с городом-спутником Верхняя Пышма. Но, учитывая негативный опыт столицы, едва ли можно рассчитывать, что монорельсовый транспорт появится в остальных городах страны.
Может ли на Марсе быть нефть? Если да, то откуда она могла там взяться? Евгений П., г. Пермь
Сегодня у нас нет данных о наличии нефти на Марсе. Но если бы она там была, колонисты Красной планеты явно получили бы хорошее подспорье: даже не столько в виде источника топлива, сколько в виде сырья для производства синтетических материалов.
Но сейчас мы имеем только одну хорошо изученную планету. И это Земля. А ответ на вопрос, откуда нефть взялась на нашей планете, поможет понять, может ли она существовать на Марсе.
Есть две теории, объясняющие, как могла появиться нефть на Земле, – абиогенная и биогенная. Большинство специалистов сходятся во мнении, что для нашей планеты верна теория биогенного происхождения нефти. В ее пользу говорит большинство научных данных, и именно в соответствии с ее предсказаниями ведутся поиски месторождений. Согласно биогенной теории, нефть образовалась из остатков древних живых организмов.
Сторонники теории абиогенного происхождения нефти утверждают, что она образовывалась из различных элементов неорганического происхождения, в ходе химических реакций, происходящих на больших глубинах, при высоких температурах и давлении. Например, Д. И. Менделеев считал, что черное золото появилось в результате реакции воды, попадающей в разломы горных пород и встречающейся с карбидами железа.
Сегодня у нас еще слишком мало оснований полагать, что на Марсе существовала жизнь. Но даже если она была, а затем погибла, маловероятно, что она была достаточно богата, чтобы оставить после себя след в виде щедрых нефтяных залежей. Кроме того, не факт, что на планете были иные необходимые условия для биогенного образования нефти.
Таким образом, нахождение нефти биогенного происхождения на Марсе практически исключается. Более вероятно обнаружить там нефть абиогенного происхождения, образовавшуюся без участия живых организмов.
Был ли у людей хвост? Если да, то куда он делся? Олеся В., г. Витебск, Республика Беларусь
Хвосты появились еще у самых первых позвоночных и до сегодняшнего дня встречаются довольно часто. Рыбы, птицы, млекопитающие и рептилии – обладатели хвостов. Есть они даже у некоторых ближайших наших эволюционных родственников – обезьян. Однако не у всех.
Чем больше приматы приближались к человеку по эволюционной лестнице, тем короче становился хвост, пока не исчез вовсе. Орангутаны, гориллы, гиббоны и шимпанзе хвостов уже не имеют. Они были утрачены при разделении эволюционных линий человекообразных и мартышковых обезьян или же сразу после этого. Вероятнее всего, это произошло 23-29 миллионов лет назад.
Причина тому – распространение среди приматов прямохождения. Ведь те, кто использует при ходьбе две ноги, а не четыре, имеют короткие хвосты. Четвероногие животные тратят на передвижение больше энергии, чем двуногие, которые фактически эксплуатируют силу тяжести – именно на нее перекладывается часть работы по перемещению туловища в пространстве. При каждом нашем шаге она подталкивает нас немного вперед. И такой способ передвижения делает хвост ненужным.