Будущее солнечных батарей будет совсем не таким, как кажется сегодня

Naked ScienceHi-Tech

Металлические подсолнухи на выжженном поле

Фотоэлементы на Земле покрывают 3,68 миллиарда квадратных метров территории, и их количество непрерывно растет. Однако будущее солнечных батарей будет совсем не таким, как кажется сегодня.

Александр Березин

На планете сегодня около 500 гигаватт солнечных электростанций. Вырабатывают они порядка 500 миллиардов киловатт-часов в год – половину от всей генерации российской энергетики, или 2,5% от общемировой выработки. На первый взгляд, это огромный успех. Еще десять лет назад все солнечные батареи мира имели только 23 гигаватта мощности – в 20 с лишним раз меньше, чем сейчас. Всего пять лет назад их мощность была 178 гигаватт, в 2,8 раза меньше. Практически все в отрасли уверены: в 2020-х солнечная энергетика превысит 10% от мировой генерации, а в 2030-х – и 25%.

Для такой огромной и медленно меняющейся отрасли, как энергетика, это сверхвысокие темпы развития. С 1880-х, то есть с самого начала промышленной электрогенерации, ее основным источником энергии служит уголь. Природный газ за полвека борьбы с черным королем лишь в последние годы взял на себя четверть мировой выработки электроэнергии. Солнечная энергетика может сравниться по успеху с газом уже в 2030-х, резко ограничив генерацию из ископаемого топлива. И это неплохо, если вспомнить, что от его сжигания только в Соединенных Штатах гибнет 50 тысяч человек в год.

Но во время этого победного шествия у солярных электростанций начали назревать серьезные проблемы: сфера стала такой большой, что не помещается в сложившуюся матрицу мировой энергетики. Использующие ее энергосистемы страдают от избытка энергии в полдень, от ее дефицита – утром и вечером.

Чтобы решить эти проблемы, СЭС переходят к новым и непривычным формам – крупным «щитам» из солнечных батарей на подвижном «стебле», поворачивающем их вслед за движением Солнца по небосводу. Это позволит фотоэлементам захватить регионы, прежде считавшиеся просто недостаточно солнечными. Но обо всем по порядку.

Умение искать выжженное поле

Много лет зеленые энтузиасты рассказывали, что переход к солнечной энергетике разрушит нынешнее «энергетическое неравенство», когда одни страны владеют энергоресурсами – нефтью, газом, ураном, а другие – нет. И поэтому должны их импортировать. Увы, это было и пока остается красивой сказкой. На самом деле, площади, где целесообразно получать электричество от Солнца, – пока такой же энергетический ресурс: у кого-то он есть, а у кого-то практически отсутствует.

Сравним, например, Россию и Чили. В пустыне Атакама заметные облака появляются раз в сотни суток, а над Москвой – раз в несколько суток. Летом 2019 года, как мы все наблюдали, – еще чаще. Атакама находится на экваторе, поэтому более 90% светового дня солнце стоит прямо над солнечной батареей, угол падения его лучей – прямой. В Москве солнце даже летом стоит прямо над головой только в полдень, на порядок меньше времени.

Чем больше угол падения лучей на фотоэлемент отличается от прямого, тем сильнее падает его выработка – фотоны просто отражаются от батарей и уходят вверх. Зимой ситуация еще хуже: светило над Москвой вообще не стоит «прямо над головой» (в декабрьский полдень – всего 11,4 градуса над горизонтом), мы видим его сильно ниже летнего, то есть свет падает на батарею все время под большим углом, а выработка очень низка.

В норме, когда с ясного неба на солнечную батарею падает киловатт на квадратный метр, в электричество превращается 250 ватт. В Москве на квадратный метр поверхности приходится лишь 1174 киловатт-часа солнечной энергии в год, из которых в электричество превращается 290 киловатт-часов. Но даже эти очень небольшие 1174 киловатт-часа приходятся только на солнечную панель, ориентированную наилучшим образом, – наклоненную на юг под углом в 40 градусов. Если положить панель горизонтально, то энергия, за год падающая на нее, снизится до 1021 киловатт-часа на квадратный метр, а выработка – до 250 киловатт-часов.

Проблема в том, что московский «оптимальный угол» тоже не оптимальный: наклонные солнечные батареи создают за собой тень, и чем ниже Солнце над горизонтом, тем она длиннее. Фотоны, падающие на фотоэлемент, генерируют поток электронов, которые и составляют выработку солнечной батареи. Но если часть панели затенена, электроны не уходят с панели в сеть, а частью мигрируют в затененную ее область. Там они рекомбинируются («прицепляются» к другому куску кремниевого полупроводника), испуская фотон в окружающее пространство (как правило, в невидимом глазу инфракрасном диапазоне).

Количество энергии, падающее на квадратный метр горизонтального фиксированного фотоэлемента, резко различается – и из крупных потребителей энергии только США и Китай купаются в солнечном свете.

Так, батарея начинает греть воздух, тратя на это большую часть выработки. Чтобы избежать этого, фотоэлементы надо либо разносить на большое расстояние (из-за этого выше стоимость земли под солнечную электростанцию), либо мириться с прогрессивно падающей утром и вечером (а также весной, зимой и осенью) выработкой.

На последнее никто не пойдет, поэтому на широте Москвы зазор между рядами солнечных батарей должен быть во много раз больше, чем их ширина. Если на экваторе 50% крыши завода или супермаркета может быть покрыто солнечными батареями (еще 50% – для прохода персонала), то в Московской области нет смысла покрывать им более 10-15% крыши. Большие СЭС за городом тоже требуют куда больше земли, чем в более южных местах. Именно поэтому их здесь не бывает.

На квадратный метр Атакамы приходится эквивалент 3500 киловатт-часов, втрое выше московского, причем оптимальным углом для батареи здесь будет ноль градусов. Нет теней от соседних батарей, то есть их можно располагать максимально плотно, поэтому обычная солнечная электростанция одной и той же мощности в Чили за год выработает втрое больше, чем в российской столице, и окупит себя в несколько раз быстрее. Соответственно, в Москве или Московской области солнечная электростанция вырабатывала бы энергию по цене намного более высокой, чем тепловая электростанция. И не надо думать, что Москва – исключение. Достаточно взглянуть на карту инсоляции Великобритании, чтобы выяснить: бывает и хуже.

Все это создало проблему больших масштабов: в экваториальных странах масса солнечного «ресурса», но в силу стабильной бедности энергии они потребляют немного. В высоких широтах люди богаче и солнечная энергия пригодилась бы, но «ресурса» там очень мало – настолько, что СЭС часто не окупаются. Та же проблема наблюдается в России: оптимальные регионы размещения таких электростанций у нас – Калмыкия, Крым, Алтай. Вот только плотность населения там в десятки раз ниже, чем в Московской области.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

У Христа за пазухой У Христа за пазухой

Как живет самая большая община амишей в Америке

Вокруг света
Семью 9 лет удерживали на ферме силой Семью 9 лет удерживали на ферме силой

Полиция подозревает, что 58-летний Йозеф удерживал семью на ферме силой

Esquire
100 самых сексуальных женщин страны: 52-1 100 самых сексуальных женщин страны: 52-1

Итоговый рейтинг «100 самых сексуальных женщин страны – 2019»

Maxim
Жертва фокуса: как погибла компания Thomas Cook Жертва фокуса: как погибла компания Thomas Cook

Один из старейших в мире туроператоров оказался не готов к переменам

Forbes
10 примет времени, изменивших наш быт 10 примет времени, изменивших наш быт

Forbes представляет 10 самых ярких примет нашего времени

Forbes
Черный ящик Черный ящик

Дом, который почти пятьдесят лет назад построил архитектор Генрих Зермеус

AD
Как мы будем лечить зубы в будущем: роботы-стоматологи и регенерация Как мы будем лечить зубы в будущем: роботы-стоматологи и регенерация

Стоматология стоит на пороге новых удивительных возможностей

Naked Science
5 причин почему перегорают лампочки (и как с этим бороться) 5 причин почему перегорают лампочки (и как с этим бороться)

5 внешних, независящих от устройства причин, по которым горят светодиодные лампы

CHIP
Следи за собой Следи за собой

Статистика знает все обо всех, но ничего не скажет о конкретном человеке

Популярная механика
Зачем мы отправляем друг другу откровенные фото Зачем мы отправляем друг другу откровенные фото

Что побуждает заниматься этим женщин и какие мотивы у мужчин?

Psychologies
Операция «Антимозг» Операция «Антимозг»

О вреде умственного напряжения и творческой пользе бездумного существования

Maxim
Как избавиться от раздражения после бритья? 6 способов навсегда забыть об этой проблеме Как избавиться от раздражения после бритья? 6 способов навсегда забыть об этой проблеме

Лицо чистое и гладкое, но зудит, чешется и бесит

Playboy
Микробы от похмелья Микробы от похмелья

Бактерии, которые способны утилизировать алкогольный токсин в кишечнике

Популярная механика
Стас Намин: Мне кажется, у нас все просто выйдут на улицы и начнут танцевать Стас Намин: Мне кажется, у нас все просто выйдут на улицы и начнут танцевать

Сам себя он называет «большим мальчиком»

СНОБ
Грехи Грехи

Мужчины, которые обеспечили себе место в аду, зарабатывая состояние и признание

Esquire
Alyona Alyona — о гнетущей славе, бодипозитиве, Грете Тунберг и новом альбоме Alyona Alyona — о гнетущей славе, бодипозитиве, Грете Тунберг и новом альбоме

Алена Савраненко - звезда украинского рэпа

Esquire
TERA – марсианский дом на Земле TERA – марсианский дом на Земле

Компания AI SpaceFactory известна своими технологиями 3D-печати

Naked Science
Практическая магия: три женщины рассказывают о колдовстве в реальной жизни Практическая магия: три женщины рассказывают о колдовстве в реальной жизни

Познакомьтесь с девушками, которые причисляют себя к ведьмам

Vogue
Анна Седокова Анна Седокова

Наверное, она уже привыкла к эпитетам «горячая», «аппетитная», «сочная»

Playboy
Айс-рекорд Айс-рекорд

Как Валдис Пельш с командой раскопал заброшенные полярные станции

Вокруг света
Перехватчик МиГ-41: «Лисья гончая» XXI века Перехватчик МиГ-41: «Лисья гончая» XXI века

Программа ПАК ДП привлекает к себе все больше внимания

Naked Science
Как мать троих детей стала одним из главных строителей складов и почему среди ее партнеров сын Золотова Как мать троих детей стала одним из главных строителей складов и почему среди ее партнеров сын Золотова

При чем здесь квантовые технологии и Росгвардия?

Forbes
Берут – беги Берут – беги

Теневая экономика России настолько велика, что называть ее теневой даже неловко

Esquire
Новая стройка Новая стройка

Как изменились правила игры на рынке недвижимости

Forbes
Загородный автомобиль для 2030 года Загородный автомобиль для 2030 года

Передвижной дом-кемпер, способный стать частью современного сельского жилища

Naked Science
Научи его делать тебе хорошо: инструкция для мужчин от секс-коуча Научи его делать тебе хорошо: инструкция для мужчин от секс-коуча

Коуч Максим Исаев написал подробную и откровенную секс-инструкцию для... мужчин

Cosmopolitan
Гипотеза Лавлока: что, если Земля – живой организм? Гипотеза Лавлока: что, если Земля – живой организм?

Гипотеза Геи, предлагающая нам взглянуть на Землю как на живой организм

Naked Science
Злобный ЗОЖ: почему страху и чувству вины не место в оздоровлении Злобный ЗОЖ: почему страху и чувству вины не место в оздоровлении

ЗОЖ ассоциируется с позитивной картиной, но негатива в нем больше, чем кажется

Psychologies
Пора на охоту: С-70 как ответ доминированию Запада Пора на охоту: С-70 как ответ доминированию Запада

БПЛА С-70 «Охотник» может стать главным проектом в сфере боевой авиации

Naked Science
Не выходи из комнаты Не выходи из комнаты

Наш новый невроз — радость от того, что пропустил мероприятие или свежую сплетню

Tatler
Открыть в приложении