Как удалось увлечь Грефа мультфильмами и что происходит с российской анимацией

ForbesРепортаж

Мультики для Грефа: зачем «Союзмультфильму» совместное предприятие со Сбербанком

Валерия Житкова, Ирина Юзбекова

52505.jpg__1565272823__18145.jpg

У России есть реальная возможность в течение 5-7 лет войти в топ-10 анимационных держав, уверена предправления киностудии «Союзмультфильм» Юлиана Слащева. Помочь в этом должна компания, которую «Союзмультфильм» создает со Сбербанком. Зачем она банку? Глава «Союзмультфильма» уверена, что такие партнерства нужны Сбербанку, чтобы создать свой виртуальный мир и с его помощью уже через несколько лет искать клиентов. О том, как удалось увлечь Грефа мультфильмами, что происходит с российской анимацией и как будут выглядеть российские аналоги тематических парков Disney, Слащева рассказала в интервью Forbes.

Вы стали председателем правления «Союзмультфильма» 2,5 года назад и говорили тогда, что задача перед вами стоит мягко говоря сложная. Что удалось сделать за это время?

Первые годы мы занимались настоящим кризисным управлением — выплачивали долги студии, которые насчитывали порядка 35 млн рублей, переехали в новое здание, собирали команду, налаживали производство, мучительно возвращали «Союзмульфильму» права на персонажей и произведения, которые были разворованы или проданы за копейки. Эта работа заняла у нас два года, и сейчас компания уже активно планирует дальнейшее развитие. Первостепенная задача — определить, каким должен стать «Союзмультфильм» и что можно построить на его базе течении ближайших 5 лет.

При этом нельзя не учитывать нашу организационную форму — федеральное государственное унитарное предприятие. Вообще, практически все студии сейчас акционированы, однако именно поддержка государства, Министерства культуры помогла нам выбраться из кризиса.

Как именно государство помогло вам в этом?

Поскольку «Союзмультфильм» подведомствен Минкульту, он получает субсидии на текущую деятельность, гранты на новые проекты. Но, конечно, не только эти средства способствовали выходу из кризиса – студия заключила еще новые крупные лицензионные и производственные контракты. В частности, с компанией Danone по проекту «Простоквашино» на 500 млн рублей.

Что вы имеете в виду под выходом из кризиса — что конкретно изменилось с момента вашего прихода?

Это довольно просто объяснить. Ещё 2,5 года назад было лишь название «Союзмультфильм», то есть сам бренд с его старой запылённой, практически не приносящей денег «Золотой коллекцией» и ветхое строение на Долгоруковской улице, где все разваливалось, и невозможно было разместить производство. Сегодня же мы располагаемся в новых помещениях современного здания на улице Академика Королева, куда заехали как раз летом 2017 года. На студии работают порядка 300 человек, представлено широкое разнообразие анимационных техник: рисованная анимация, анимация 2D (так называемая «перекладка»), кукольная анимация и анимация 3D — самая современная, по технологии CGI. До прихода нашей команды никакого производства не было. «Союзмультфильм» делал примерно 6-8 авторских короткометражек, которые режиссеры создавали на дому — на студии творческий персонал не работал. Сегодня же здесь создаётся новое «Простоквашино», рождаются одновременно десятки других сериальных и авторских проектов, работает звукозаписывающая студия, в которую приезжают Антон Табаков, Гарик Сукачев, Иван Охлобыстин, Татьяна Васильева, Константин Хабенский и другие звёзды.

Если говорить про классический для «Союзмультфильма» сериальный жанр — как в «Ну, погоди!» или «Винни-Пух», что изменилось?

Мы продолжаем активно создавать сериалы, один из них – это продолжение «Простоквашино». Сейчас готово 19 серий нового сезона, каждый эпизод по 6,5 минут, всего же до конца года будет закончено 30 серий. И я хочу сказать, что это нереальные по срокам темпы производства. Это наш флагманский сериал, он делается в технике рисованной анимации — самой сложной и дорогой, дороже чем производство в 3D. Но мы все очень хотели сохранить атмосферу «Простоквашино», советского времени, поэтому рисованная анимация осталась. Только теперь художники рисуют не на кальке карандашом, а стилусом на тачпаде. На сегодняшний день мы делаем серию не в месяц, а в две недели.

Как удалось выйти на такие темпы? Благодаря новым технологиям?

И технологии тоже, но в большей степени благодаря четкой и гармоничной организации рабочего процесса, отстроенности производства. Мне кажется, единицы студий делают больше 10-12 эпизодов сериала в год. А «Союзмультфильм» сейчас по некоторым проектам может создавать до трех серий в месяц. Это реальный переворот на анимационном рынке. И здесь важным фактором является наличие стабильного финансирования. Такое положение дел говорит о том, что российская анимация может выйти на серьезные объемы производства и конкурировать на мировом рынке, причем не только за счет создания собственных проектов, но и производства в России международного контента. Сегодня большую часть заказов от лидеров рынка получают Южная Корея, Китай, Индия и Восточная Европа. Здесь размещают свое производство Канада, США, Франция. То есть они продюсируют у себя, а большую часть производства отдают на аутсорс. В нашу страну такие заказы пока не поступают, но потенциал огромен.

Почему Россия не котируется в анимационном мире?

У нас огромный потенциал. Сейчас многие из существующих барьеров для выхода на международный рынок сняты. Так, например, раньше остро стоял вопрос технологий — сейчас же мы работаем на том же программном обеспечении, что и большинство мировых студий. К тому же, становится все больше молодых художников, аниматоров, владеющих иностранным языком. Остается решить проблему сроков производства. Во Франции считается нормальным в месяц производить 26-30 минут анимации, у нас же вы придете практически на любую студию, и вам скажут: «Да вы что? Это практически невозможно!» Тем не менее, российский рынок анимации растет примерно на 20% в год — в проектах, в деньгах, в экспорте. Если в 2011 году он составлял 2,3 млрд рублей, то в 2018 году — 7,4 млрд рублей — то есть, вырос более чем в три раза.

Золотой Винни-Пух

Что «Союзмультфильм» представляет как бизнес. На чем он зарабатывает?

Примерно 70% дохода — это продажа лицензий на персонажей. Если до прошлого года «Союзмультфильм» продавал лицензии только на героев «Золотой коллекции» — Винни-Пуха, Чебурашку, Карлсона, Умку и так далее, то с прошлого года можно приобрести права и на новых персонажей. Например, у нас есть новый сериал «Оранжевая корова», 10 серий которого вышли в эфир на канале «Карусель». Партнером проекта является «Первый канал. Всемирная сеть» (ПКВС), финансирующий 50% сериала. Лицензию на персонажей этого проекта уже можно купить, чтобы выпускать детские товары, игрушки. Еще один новый проект, партнером которого также выступает ПКВС — «Пластилинки». Это проект для самых маленьких, и он также транслируются на «Карусели». Также в ближайшие дни будет готова первая серия «Зебры в клеточку» — музыкального фильма о том, что бывают люди, непохожие на других. ПКВС вошел со-инвестором в три этих проекта.

Также киностудия производит два сериала для более взрослых детей старше восьми лет — «Пиратская школа» и «Петя и Волк». На эти два проекта эксклюзив на полгода купил онлайн-кинотеатр Ivi. По истечению этого срока мы начнем транслировать сериалы на других платформах и телеканалах. Помимо этого, у нас есть сериал «Капитан Кракен» про капитана-осьминога. Там также есть партнер – компания X-Media.

То есть, как видите, сейчас уже производится довольно много проектов, и у нас есть потенциал к дальнейшему росту. «Союзмультфильм» за 2,5 года вошел в топ-3 студий по объему производства контента в минутах и в количестве проектов, которые сделаны. Для сравнения: в 2016 году было произведено 96 минут, в 2018 — более 400, в этом году мы планируем превысить 500 минут.

То есть российский бизнес вы уже приучили покупать лицензии

К сожалению, пока еще не все производители осознают необходимость приобретать лицензии. Но мы активно убеждаем отечественные компании сделать разворот в сторону российских персонажей. Ведь если посмотреть на рынок игрушек, то 80% из них брендированы какими-то лицензиями. Оставшиеся 20% — это мячики, пластилин, какие-то резиновые игрушки. А из всех брендированных игрушек 70% — это иностранные компании. То есть у российского рынка есть огромный потенциал вырасти как с точки зрения и контента, так и лицензионных продаж. Наша задача – добиться паритета с иностранными производителями до 50/50 по объему продаваемых лицензий.

Как вы собираетесь этого добиваться?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Место, где больше 100 лет собираются самые влиятельные люди США для странных ритуалов Место, где больше 100 лет собираются самые влиятельные люди США для странных ритуалов

Что скрывает таинственная Богемская роща?

Maxim
Как дожить до 100 лет: 9 привычек долгожителей Как дожить до 100 лет: 9 привычек долгожителей

Образ жизни определяет не только ее качество, но и продолжительность

Популярная механика
Польза гнева: как злиться правильно Польза гнева: как злиться правильно

Гнев — одна из самых сильных человеческих эмоций

Psychologies
Подрезанные крылья: как авиакомпании спасают Boeing 737 MAX от стихии, ржавчины и птиц Подрезанные крылья: как авиакомпании спасают Boeing 737 MAX от стихии, ржавчины и птиц

Почти 400 самолетов Boeing 737 MAX остаются на земле уже около полугода

Forbes
Нектар для РПЦ: как неудавшийся пчеловод запустил всероссийский агрегатор меда Нектар для РПЦ: как неудавшийся пчеловод запустил всероссийский агрегатор меда

Чтобы обучиться искусству добычи меда, Евгений Терешев объездил пол-России

Forbes
Бесподобная палитра Бесподобная палитра

Модные тенденции керамической облицовки

Лиза
Над диджеями и рэпперами нависли темные тучи: Kraftwerk выиграли суд об использовании сэмплов Над диджеями и рэпперами нависли темные тучи: Kraftwerk выиграли суд об использовании сэмплов

20 лет длилась тяжба по поводу одного двухсекундного сэмпла

Maxim
Как я провел лето с роботом и смог ли он облегчить мою жизнь Как я провел лето с роботом и смог ли он облегчить мою жизнь

Роботы не устроят Третью мировую, но точно смогут упростить жизнь

Популярная механика
Диджитал-макияж: как Наталья Водянова подарила вторую жизнь стартапу из Петербурга Диджитал-макияж: как Наталья Водянова подарила вторую жизнь стартапу из Петербурга

Сервис для «оживления» селфи Ommy не пользовался высоким спросом у аудитории

Forbes
Что происходит с авторскими ужастиками? Объясняем на примере «Коко-ди Коко-да» и еще 9 арт-хорроров 2019 года Что происходит с авторскими ужастиками? Объясняем на примере «Коко-ди Коко-да» и еще 9 арт-хорроров 2019 года

Перечисляем десять самых высоколобых страшилок года

Esquire
Как живут японцы и чему у них можно научиться (а чему не стоит) Как живут японцы и чему у них можно научиться (а чему не стоит)

Жизнь в Японии меняется быстрее, чем наши стереотипы о ней

РБК
Скромное обаяние Скромное обаяние

Новое поколение золотой молодежи инвестирует в свое образование

Собака.ru
«Русский человек думает, что его все должны развлекать». Круглый стол Forbes Life с руководителями главных российских фестивалей «Русский человек думает, что его все должны развлекать». Круглый стол Forbes Life с руководителями главных российских фестивалей

Forbes Life собрал круглый стол с главными лицами развлекательной жизни столицы

Forbes
Круизы, достойные миллиардеров. Куда плавали яхты богатейших россиян этим летом Круизы, достойные миллиардеров. Куда плавали яхты богатейших россиян этим летом

В каких портах бросали якорь самые дорогие яхты

Forbes
Самые высокооплачиваемые певицы мира — 2019. Рейтинг Forbes Самые высокооплачиваемые певицы мира — 2019. Рейтинг Forbes

Ежегодный рейтинг самых высокооплачиваемых женщин в музыкальной индустрии

Forbes
Мифы фондового рынка Мифы фондового рынка

Пять распространенных заблуждений частного инвестора

Forbes
Шерсть класса люкс. История бренда Loro Piana, вещи которого несколько раз замечали на Владимире Путине Шерсть класса люкс. История бренда Loro Piana, вещи которого несколько раз замечали на Владимире Путине

Путь от семейной мануфактуры до бизнеса стоимостью в миллиарды евро

Forbes
Как прошел фестиваль Present Perfect 2019 в Петербурге: фото Как прошел фестиваль Present Perfect 2019 в Петербурге: фото

В минувшие выходные в Петербурге состоялся юбилейный фестиваль Present Perfect

Cosmopolitan
5 коварных ошибок при сборе чемодана (они превращают путешествие в кошмар) 5 коварных ошибок при сборе чемодана (они превращают путешествие в кошмар)

Идеально упакованный чемодан — почти произведение искусства, плохо — катастрофа

Playboy
Вдохновляемся Принцессами Disney: 10 идеальных купальников Вдохновляемся Принцессами Disney: 10 идеальных купальников

Если долгожданный отпуск впереди, эта подборка купальников тебе точно пригодится

Cosmopolitan
Дорогая беспечность: ошибки Дональда Трампа могут стоить его детям $1,3 млрд после его смерти Дорогая беспечность: ошибки Дональда Трампа могут стоить его детям $1,3 млрд после его смерти

Дональд Трамп придерживается худшей налоговой стратегии в стране

Forbes
Пять модных архивов в инстаграме, на которые стоит подписаться Пять модных архивов в инстаграме, на которые стоит подписаться

Историки моды, в чьих аккаунтах собраны хиты и редкие публикации из глянца

Vogue
Как обманывают в фитнес-клубах: 23 уловки, из-за которых ты рискуешь потерять деньги и здоровье Как обманывают в фитнес-клубах: 23 уловки, из-за которых ты рискуешь потерять деньги и здоровье

Не во всех фитнес-клубах любят и ценят своих клиентов

Maxim
«У нас маржа, как прямая линия Путина»: как Чичваркин повторяет в Лондоне идеи «Евросети» и зарабатывает на вине «У нас маржа, как прямая линия Путина»: как Чичваркин повторяет в Лондоне идеи «Евросети» и зарабатывает на вине

Forbes представляет новый видеопроект «Forbes Capital с Андреем Мовчаном»

Forbes
7 элементарных привычек, которые помогут дольше оставаться молодым 7 элементарных привычек, которые помогут дольше оставаться молодым

Время нельзя обратить вспять, но попробовать притормозить вполне можно

Playboy
Шарапова выбыла из топ-5 самых высокооплачиваемых спортсменок по версии Forbes Шарапова выбыла из топ-5 самых высокооплачиваемых спортсменок по версии Forbes

Американский Forbes составил новый рейтинг самых высокооплачиваемых спортсменок

Forbes
История одной фотографии: «Теннисистка», сентябрь 1976 года История одной фотографии: «Теннисистка», сентябрь 1976 года

Снимок, после которого резко увеличилось количество желающих стать теннисистами

Maxim
Скажу за всю Одессу Скажу за всю Одессу

Евгений Цыганов — о любви во время холеры и настоящих мужчинах

Vogue
15 ошибок новичка: инструкция для того, кто решился пойти на свой первый класс 15 ошибок новичка: инструкция для того, кто решился пойти на свой первый класс

Гид по первым ловушкам на пути практики

Yoga Journal
Любовь с компромиссами и без Любовь с компромиссами и без

Как быть, если партнер мешает реализовать ваши собственные потребности и желания

Psychologies
Открыть в приложении