«Зритель избалован, его ничем уже не удивишь»

Беседа c Сергеем Лукьяненко

Мир ФантастикиРепортаж

«Зритель избалован, его ничем уже не удивишь». Беседа c Сергеем Лукьяненко

15 марта 2018 года на экраны России выходит фильм «Черновик» — экранизация одноимённого романа Сергея Лукьяненко. Событие, прямо скажем, неординарное: не так уж часто российские киноделы обращаются к творчеству наших писателей-фантастов. Мы воспользовались поводом и побеседовали с мэтром о новом фильме, о работе над ним и об экранизациях фантастики вообще.

С писателем разговаривает Борис Невский

Александр Савин / Wikimedia Commons | CC BY-SA 3.0

«Для съёмок фантастики надо прежде всего её любить»

В СССР фантастических фильмов выходило не очень много, а экранизаций — и того меньше. Какие экранизации фантастики эпохи советского кинематографа вы считаете лучшими? Чем они вам запомнились?

Советские времена, к сожалению, не баловали зрителей фантастикой. Было несколько экранизаций братьев Стругацких, фильмы для детей, но в целом выход любого подобного фильма становился событием для любителей фантастики. Если убрать ностальгию и не вспоминать детский восторг от «Отроков во Вселенной» или «Гостьи из будущего», то отмечу «Отель «У погибшего альпиниста» — возможно, моё мнение будет неожиданным, но это хорошая экранизация фантастического детектива Стругацких. Ну и «День гнева» по рассказу Севера Гансовского — неплохая попытка снять фантастический триллер.

Если брать за точку отсчёта 1991 год, то за два с лишним десятка лет фантастических фильмов снято немного. И одно из самых слабых мест — сценарии. При этом в современной отечественной фантастической литературе накопилось сюжетов и антуража на самые разные вкусы, запросы и возможности. Почему киноделы уделяют так мало внимания произведениям отечественных фантастов?

Начнём с того, что у нас вообще серьёзная проблема со сценаристами, а ещё бóльшая — с продюсерами. Сценарий — основа фильма, но даже те сценаристы, кто способен работать с фантастикой, скованы продюсерами и режиссёрами. Продюсеры уверены, что они понимают секрет успеха у публики, режиссёры уверены, что они под маркой фантастики снимут серьёзное кино. В результате получаем либо кино беспомощное, ориентированное на самую нетребовательную публику, либо кино, относящееся к фантастике со скепсисом и пренебрежением. А для съёмок фантастики надо прежде всего её любить. К примеру, Ричард Викторов, снимавший «Отроков во Вселенной» и «Через тернии к звёздам», был поклонником фантастики, поэтому и ухитрялся при крошечных бюджетах снимать именно фантастическое кино. Вот такого режиссёра — и такого продюсера — нам сейчас и не хватает.

«Черновик» стал книгой года по версии нашего журнала в 2005-м

Роман и сценарий — это формы одного и того же произведения или абсолютно разные творения? Вы ведь писали сценарии на основе своих книг, а также знакомились с чужими сценарными адаптациями. Что больше всего удивляет и разочаровывает при сравнении книги и сценария?

Если режиссёр обладает гораздо большей палитрой художественных средств, чем автор книги, то сценарист — напротив. Нельзя «проговаривать» те или иные моменты, всё надо «показывать». Это порой ужасно огорчает (смеётся.) Диалоги, которые в книге вполне естественны, на экране смотрятся фальшиво. В общем и целом, когда пишешь сценарий по книге, даже своей, то книгу надо перечитать, а потом закрыть и писать всё заново. Только такой метод и работает

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Рассказ | Конец Андрея Ильича Рассказ | Конец Андрея Ильича

Конец Андрея Ильича

Мир Фантастики, декабрь'18
7 вопросов Сергею Шаргунову, писателю и депутату 7 вопросов Сергею Шаргунову, писателю и депутату

7 вопросов писателю и депутату Сергею Шаргунову о постыдных делах

Русский репортер, июнь'19
Россия летящая Россия летящая

Работы художника Пасмура Рачуйко разместили в салонах троллейбусов Новороссийска

Esquire, май'19
Этнографический музей Этнографический музей

Уровень этники в интерьере зависит только от вас

AD, март'18
Таллин: дигитальная столица Таллин: дигитальная столица

Природа и технологии — два кита, на которых стоит крошечная Эстония

GEO, март'18
43 способа сэкономить время и деньги 43 способа сэкономить время и деньги

Советы для тех, кто готовит каждый день

Домашний Очаг, март'18
Где рожать? Советы по выбору роддома и врача Где рожать? Советы по выбору роддома и врача

Пора задуматься, где пройдут роды и какой врач будет рядом с вами

9 месяцев, февраль'18
Слой за слоем Слой за слоем

Два ингредиента – потрясающий результат!

Лиза, февраль'18
Как выбрать психолога? Как выбрать психолога?

Как понять, что перед тобой профессионал? Какое направление тебе подходит?

Cosmopolitan, март'18
Таймз Таймз

Эссе Эдуарда Лимонова

Esquire, февраль'18
Добро пожаловать! Добро пожаловать!

С чего начинается дом? С прихожей!

Лиза, февраль'18
И слово было блог И слово было блог

В начале блогерской эпохи было слово, и слово это было на японском

Esquire, февраль'18
Когда сестра не нужна Когда сестра не нужна

История о близнецах, которые выросли и поменялись ролями

СНОБ, февраль'18
В постели с врагом В постели с врагом

Какие привычки больше всего раздражают нас (и их) в постели

Cosmopolitan, март'18
Жесткое ретро Жесткое ретро

Настя Ивлеева – девушка, которая зарабатывает на жизнь своим чувством юмора

Maxim, март'18
Где царствует природа Где царствует природа

Архипелаг, знаменитый самым большим в мире числом овец на душу населения

National Geographic, февраль'18
Не куриные мозги Не куриные мозги

Оказывается, птицы те еще выдумщики!

National Geographic, февраль'18
Что носили мужчины на этой неделе Что носили мужчины на этой неделе

Знаменательная неделя: Арми Хаммер надел что-то без полосок на брюках

GQ, февраль'18
Вторая жизнь старых носков Вторая жизнь старых носков

Часто находишь «потеряшек» без пары? Не выбрасывай, а что-нибудь смастери!

Лиза, февраль'18
Диана Крюгер: “Производство кино в Америке — очень большой и обезличенный процесс” Диана Крюгер: “Производство кино в Америке — очень большой и обезличенный процесс”

Диана Крюгер рассказала о том, каково это — впервые  сыграть на родном языке

Esquire, февраль'18
Фолклендские острова: царство природы и предмет территориального спора Фолклендские острова: царство природы и предмет территориального спора

Фолклендские острова – одинокий архипелаг в Атлантическом океане

National Geographic, февраль'18
Джонни Депп Джонни Депп

Bad boy с 30-летним стажем вспоминает о грязных панк-клубах и Хантере Томпсоне

Numéro, март'18
Клетка для мышцы Клетка для мышцы

Фитнес под микроскопом

Men’s Health, март'18
Битва городов Битва городов

Где же все-таки лучше и дешевле отдыхать?

Лиза, февраль'18
Тренировка смешанного стиля: комплекс бойца ММА Владимира Минеева Тренировка смешанного стиля: комплекс бойца ММА Владимира Минеева

Сегодня нет сомнений, что ММА становится главным боевым искусством планеты

Men’s Health, февраль'18
Владимир Качан. Про друга Владимир Качан. Про друга

Морально я был готов к Мишиной смерти, но известие о ней все равно прибило

Караван историй, март'18
«В следующий раз я ошибусь лучше» «В следующий раз я ошибусь лучше»

На какую Италию делает ставку Маттео Ренци

Огонёк, февраль'18
Триумф воли Триумф воли

Полина Киценко о том, как сделать ребенка героем спорта

Tatler, март'18
Птичьи мозги: что мы знаем об интеллекте пернатых? Птичьи мозги: что мы знаем об интеллекте пернатых?

Об обидном значении выражения «куриные мозги» можно смело забыть

National Geographic, февраль'18
Поймай его, если сможешь Поймай его, если сможешь

Интервью с героем нового сезона шоу «Холостяк» Егором Кридом

Glamour, март'18