Черновики / Видеодром
Взлёт и падение Робокопа
Каким мог стать «Робокоп 2»
1980-е. Золотое десятилетие блокбастерной кинофантастики. В этот период на экраны вышли классические картины, давшие начало сериям, многие из которых живут и здравствуют по сей день. Но не всем было уготовано светлое будущее. «Робокопу», увы, не повезло. В этой статье мы расскажем, почему.
После блистательного фильма Пола Верховена многим казалось, что похождения кибер-Иисуса Алекса Мёрфи составят конкуренцию «Терминатору». Но сиквел «Робокопа» не снискал особой популярности у зрителей, запомнившись главным образом по сцене поединка двух роботов и сбывшемуся предсказанию о банкротстве Детройта.
Дальше было только хуже. В далёком детстве третья часть многим казалась не такой уж и плохой, но, пересматривая её сейчас, поражаешься, как серия могла так быстро упасть на самое дно. Позабытый сериал и никому не нужный ремейк тоже сложно занести в актив франшизы. Чтобы понять, как и почему серия свернула не туда, надо вспомнить историю её создания.
Рождение Робокопа
Идея «Робокопа» появилась у сценариста Эдварда Ноймайера, когда он увидел на улице постер «Бегущего по лезвию» и поинтересовался у друга, о чём этот фильм. Услышав, что намечается кино про человека, который охотится за роботами, Ноймайер подумал: а что, если поменять местами охотника и жертву? Так появилась концепция робота-полицейского, который наводит ужас на преступный мир будущего.
Как это часто бывает, ни одна из студий не осознала потенциала этой концепции. К счастью для нас, Ноймайер оказался очень упёртым. Ничуть не смутившись многочисленными отказами, он продолжил бомбардировать продюсеров своей идеей. В 1984 году Ноймайер познакомился с клипмейкером Майклом Майнером, который работал над схожим сюжетом. Объединив задумки, они написали сценарий знакомого нам «Робокопа».
В конце того же 1984 года на экраны вышел «Терминатор». Картина собрала в американском прокате 38 миллионов долларов при бюджете в 6,4 миллиона. Хороший результат. Но он мог бы быть намного лучше, если бы не жадность прокатчика — компании Orion Pictures. На студии до последнего считали, что у них на руках второсортный боевик, про который все забудут через две недели. Несмотря на настойчивые просьбы Джеймса Кэмерона, Orion фактически саботировали маркетинговую компанию, урезав до минимума рекламный бюджет. Когда же боссы поняли, какую ошибку допустили, было уже поздно что-то менять.
Прошлого не вернуть, но его можно попытаться повторить. В Orion Pictures решили, что на теме киборгов можно подзаработать ещё немного денег. Тут-то кто-то из продюсеров и вспомнил про сценарий Ноймайера и Майнера. Дело оставалось за малым: найти толкового режиссёра.
Как мы знаем, им стал голландский самородок Пол Верховен, в те годы решивший опробовать свои силы на американской земле. Первый блин, правда, вышел комом: картина «Кровь и плоть» даже не вышла в широкий прокат. Вдобавок Верховен разругался со своим давним соратником Рутгером Хауэром, и они больше никогда не работали вместе. Прими Хауэр в трудный момент сторону своего друга, с вероятностью в 90% именно он сыграл бы Алекса Мёрфи.
Верховен сделал из неудачи свои выводы. Он переехал на ПМЖ в Штаты, чтобы проникнуться местной культурой и понять, какие фильмы популярны у американской публики. Но, судя по всему, процесс акклиматизации шёл не лучшим образом. Когда Верховен прочитал первые страницы сценария «Робокопа», он в отвращении выкинул его в мусорку. Голландец с первого раза не осознал, что перед ним не тупой фантастический боевик, а тонкая сатира. Ситуацию спасла жена Верховена: она в буквальном смысле достала сценарий из мусорной корзины, прочитала его и убедила мужа дать ему второй шанс.
Всё, что было дальше, стало историей кино. «Робокоп» вышел на экраны в июле 1987 года. Фильм полюбился зрителям и критикам, собрал хорошую кассу, и все предпосылки для успешного сиквела вроде бы были на месте. Верховен, в принципе, тоже был открыт для идеи продолжения.
Но имелась одна значительная проблема. У Orion Pictures начались финансовые неурядицы, так что продюсеры хотели не просто сиквел, а максимально быстрый сиквел. Речь шла о том, чтобы начать съёмки в течение нескольких месяцев. Студия надеялась, что продолжение популярного фильма соберёт хорошую кассу и поможет спастись от надвигающегося банкротства. Дополнительной остроты ситуации придавало то, что в 1988 году должна была начаться забастовка гильдии голливудских сценаристов.
Миссия казалась невыполнимой. У Ноймайера и Майнера ушло почти пять лет, чтобы проработать сценарий для первого фильма. Вторую часть они должны были придумать менее чем за пять месяцев.
Корпоративные войны
Ноймайер и Майнер взялись за эту непосильную задачу. 1 января 1988 года они передали продюсерам 110-страничную рукопись, озаглавленную «Робокоп 2 : Корпоративные войны». В её начале содержалась приписка, в которой авторы сердечно извинялись за все ошибки в «этом очень сыром сценарии».
«Корпоративные войны» должны были начаться со сцены ограбления банка с использованием артиллерийского орудия. Прибывший на место Робокоп быстро расправлялся с преступниками, но один из них, как в анекдоте про «из последних сил», наводил на киборга пушку и нажимал на спуск. Взрыв практически полностью уничтожал Мёрфи.