Сериалы
Именно сериалы, а не Голливуд теперь флагман фантастики. Телевидение не боится ни сюрреализма и абсурда, ни крови, ни острой сатиры, ни экранизации длинных книг со сложными сюжетами. Ещё пять лет назад мы награждали один «сериал года», а теперь стало трудно уместить всё важное даже в десять позиций. Есть и другая проблема: телесезоны не укладываются в рамки календарного года. Начинаются в одном, кончаются в другом… Так что на сей раз мы нарушим прежние правила: в эти итоги войдут даже те сериалы 2017 года, которые мы не успели обозреть.
Самый странный сериал года
Легион
Как говорил Рик Санчес, вспоминая фильм «Начало»: «Если всё запутанно и тупо, то всем нравится». Если заменить «тупость» на «абсурд», примерно это хочется сказать, когда смотришь сериал от FX и Marvel «Легион», в котором мутант-телепат Дэвид Хэллер пытается отличить свои суперспособности от шизофрении.
Продюсером сериала стал Ной Хоули, подаривший миру телеадаптацию «Фарго». И «Легион» действительно напоминает скорее «Фарго», чем супергеройский фильм или сериал. Это смесь комедии, психологического триллера, боевика, местами хоррора и даже мюзикла. И всё это с интригующим сюжетом и сильным актёрским ансамблем во главе с обаятельным Дэном Стивенсом. Сериал можно поругать за претенциозность и самолюбование: мол, посмотрите, как у нас всё странно, непонятно и все ведут себя как психи. Но «Легион» сделан со вкусом и даже с иронией, что делает его одним из лучших мозговыносящих сериалов.
Комедийный сериал года
Лемони Сникет: 33 несчастья
Это не ремейк — это новая экранизация цикла сказок Дэниела Хэндлера. Полнометражный «Лемони Сникет» с Джимом Керри был неплох, но перегружен событиями: в один фильм пытались запихнуть содержание сразу нескольких книг. Сериалы для экранизации книжных циклов подходят куда лучше, что и подтвердили в этом году Марк Худис и Барри Зонненфельд, сняв восемь эпизодов для Netflix.
Погрузиться в гротескный мир воображаемого винтажного прошлого теперь можно не спеша, любуясь странными декорациями и приглушёнными цветами. Чёрный юмор оригинала остался на месте. А Нил Патрик Харрис справился с ролью графа Олафа не хуже Керри: злодей стал более сдержанным, ироничным и не таким суетливым. Единственное, в чём сериал откровенно проиграл фильму, это спецэффекты. Графика тут откровенно дешёвая, и остаётся только принять это как часть нарочито неестественного антуража.
Космический сериал года
Пространство (2 сезон)
Сериал канала Syfy остаётся эталоном экранизации научно-фантастических книг. Во втором сезоне герои и их мотивация раскрываются ещё лучше, политическим играм Земли, Марса и Альянса внешних планет в новом сезоне уделено больше внимания. Конфликт вокруг протомолекулы достигает апогея, бесчеловечные эксперименты корпораций ставят под удар всю Солнечную систему. Спасать положение приходится команде Росинанта и детективу Миллеру. Томас Джейн всё так же прекрасен в образе одержимого сыщика. А ещё сериал по-прежнему показывает лучшую невесомость на ТВ. Пожелаем ему хороших рейтингов — ведь скоро сюжет доберётся до третьей книги Джеймса Кори, «Врат Абаддона», едва ли не лучшего романа цикла.