«Просто рисовать картинки с буквами стало недостаточно»
Разговор с Александрой «Альфиной» Голубевой
27-летняя петербурженка Александра «Альфина» Голубева — лингвист по образованию, нарративный дизайнер по профессии и комиксист во всё остальное время. Её стрип-комикс «Полный пока» был не только популярен в интернете, но и неплохо продался на бумаге, а ЖЖ входил в топ читаемых блогов (в те времена, когда такие топы имели значение). Ещё Альфина пишет сценарии для видеоигр, с сапожницкой бранью рассказывает всему твиттеру малоизвестные факты про лингвистику, сочиняет книги… А теперь снова возвращается к формату комиксов, чтобы рассказать новую большую историю в жанре магического реализма. Она называется «Маревый мир».
Наверняка вам знакомы ироничные, философские и временами грустные стрипы Альфины. Как, ещё нет? Тогда дочитывайте это интервью и срочно ищите их в интернете! Недавно питерская художница и автор комикса «Полный пока» запустила новый большой проект — «Маревый мир» (пролог читайте на странице 101). Мы поговорили с Альфиной об этом проекте, об искусстве рисованных историй и о том, как не бросить свой веб-комикс на полпути.
Когда и почему вы начали рисовать? Где этому учились?
Как многие интернет-художники, рисовать я училась преимущественно на полях тетрадок и в интернете — по туториалам на DeviantArt и YouTube. У меня нет ни формального художественного образования, ни иллюзий по поводу того, что я новый Пикассо.
Да я к последнему и не стремлюсь: каким бы ни был уровень ваших навыков, им всегда можно найти уместное применение, если трезво себя оценивать. То, что умею я , не подходит для эпических полотен маслом, зато вполне уместно в не лишённом юмора комиксе.
А сама тяга к изобразительству, мне кажется, хоть изредка посещает если не всех, то очень многих. Человек — визуальное существо, зрение — наш главный канал восприятия, в конце концов. Так что спрашивать, пожалуй, вернее не «почему вы начали рисовать», а «почему, чёрт подери, никто вас не остановил». Не уследили!
В какой технике вы работаете? Есть ли принципиальные отличия между традиционной живописью и цифровой?
Я рисую в цифровом формате, в программе Paint Tool SAI. Впрочем, когда немного набьёшь руку и научишься проводить линии задуманной формы, переехать из одного формата в другой не составляет большого труда, так что тушью или карандашами я тоже смогу нарисовать что-нибудь относительно приличное.
Разницав том, что чем лучше ты знаешь формат, тем эффективнее умеешь использовать именно его уникальные особенности. Я , пожалуй, сумею нарисовать тушью на бумаге примерный аналог того, что рисую пером на экране, но мастер традиционных техник способен сделать куда больше (ну, скажем, получить специфический эффект размытия, взяв мокрую бумагу). С другой стороны, я зато знаю всякие цифровые хитрости. И у меня есть команда Ctrl+Z . Так что я выиграла.
Кого из художников вы цените? Кто повлиял на ваше творчество?
Самых разных! Больше всего мне нравится на картинах разглядывать живые, выразительные линии и мазки, неожиданные формы и сочетания цветов. Так что из классиков мне больше всего нравятся Муха, Климт, Шиле и Кандинский, а из современников — например, Джен Зи, художница студии Supergiant Games (сделавших Bastion, Transistor и Pyre —игры, любимые многими именно за визуальный стиль).
Но я бы не взялась говорить, что хоть кто-то из этих достойнейших авторов в самом деле повлиял на мой стиль, а то те из них, кто уже упокоился, начнут вращаться в могилах. Зато на мой стиль повлиял тоже чрезвычайно мной уважаемый Кота Хирано: сама идея рисовать максимально упрощённых сосискообразных персонажей пришла ко мне благодаря какой-то мелкой карикатурке, нарисованной то ли на полях манги «Хеллсинг», то ли в каком-то дополнении к ней.
Вы чаще рисуете на заказ или для себя? Насколько заказчик ограничивает свободу творчества?
К заказам я отношусь серьёзно и профессионально, поэтому берусь за них только тогда, когда уверена, что точно выполню всё в срок и с должной любовью. Иными словами, очень редко берусь.
Недавно вы запустили новую серию — «Маревый мир». Расскажите про идею комикса. Что это будет? Каких героев мы увидим?
Представьте себе, что вы живёте на клочке земли, за пределами которого начинается что-то странное — какое-то особое пространство с загадочными свойствами, о которых известно не так много и только узкому кругу учёных. Собственно, нечего представлять: именно на таком клочке вы и живёте. Только в комиксе пространство действия куда меньше, а неизвестная внешняя среда называется не «космос», а «Маревый мир».