Остров невезения
Российские экранизации отечественной фантастики
Фантастическое кино любят зрители по всему миру. Самое прибыльное, самое раскрученное, самое ожидаемое — это всё про кинофантастику. Западную.
А что же Россия? Публика у нас, как и везде, готова ломиться на подобные фильмы, но бума отечественной кинофантастики до сих пор не случилось. Хотя надежды на лучшее были. Почему же они не оправдались?
Советское кино фантастику тоже не баловало вниманием. Когда изредка доходило до экранизаций, упор делали на классику жанра и зарубежных «прогрессивных» мэтров. Многие тогдашние советские фантасты находились у партийных идеологов под подозрением: мечтают не по указке, желают странного… Ну их! Потому экранизаций современных на тот момент отечественных авторов было мало — везло в основном авторам вроде Кира Булычёва, которые писали для детей.
Неудивительно, что почти половина советских фантастических фильмов появилась в годы перестройки. Но удачных среди них было немного. А после распада СССР ситуация стала тупиковой: в годы первичного накопления капитала и моды на малиновые пиджаки героями российских картин чаще становились «конкретные пацаны», а не звездолётчики.
Остатки советской эпохи: тёмная ночь
Нельзя сказать, что в 1990-х фантастики в России совсем не снимали. Но это были полукустарные поделки вчерашних студентов ВГИКАа и ГИТИСа и беспомощные кальки с западной продукции категории «Б». Да ещё несколько фильмов отметились как артхаус — под этот ярлык можно списать любой бред сценаристов и недостаток мастерства режиссёров. Никакого послевкусия постсоветская кинофантастика 1990-х не оставила. Были фильмы, которые ныне можно посмотреть без содрогания, вроде «Стрельца неприкаянного» (1993) или «Четвёртой планеты» (1995). Но из экранизаций советских авторов на ум приходит только четыре фильма — да и те уже забыты.
Российско-украинский «Ариэль» (1992) режиссёра Евгения Котова основан на одноимённом романе Александра Беляева, причём от первоисточника в ленте осталось мало. Похожая история вышла и с фильмом Виктора Аристова и Юрия Мамина «Дожди в океане» (1994) — сильно изменённой версией ещё одного беляевского романа «Остров погибших кораблей». Сам фильм неплох, но от Беляева там лишь сюжетная завязка, да и фантастикой это не назовёшь.
Типичный постсоветский подход к экранизациям — взять книгу, оставить некоторые имена, названия и локации, а остальное, включая базовую авторскую идею, вывернуть наизнанку. Приём «по мотивам» используют и зарубежные коллеги, но наши издеваются над первоисточниками с каким-то особым цинизмом.
В 1994-м вышла ещё музыкальная сказка «Волшебник изумрудного города» Павла Арсенова по роману Александра Волкова, а через год — экранизация Булгакова «Роковые яйца», снятая Сергеем Ломкиным. Но кто сейчас помнит эти фильмы?
Так что самыми заметными экранизациями фантастики стали сериалы. Для детей сняли мультсериал «Незнайка на Луне» — вольный, но вполне удачный пересказ знаменитого романа Николая Носова. Шефом-редактором сериала был выдающийся аниматор Фёдор Хитрук. «Незнайка» вышел сразу на видеокассетах, но позже его не раз показывали по ТВ.
А для взрослых в девяностые вышел телесериал «Д.Д.Д.: Досье детектива Дубровского» (1999) по роману Льва Гурского «Перемена мест» — политическому и сатирическому триллеру с примесью фантастики. В сериале снялись сплошные звёзды — Николай Караченцев, Михаил Ульянов, Алексей Булдаков, Владимир Меньшов, Сергей Гармаш — и несколько медийных персон вроде политика Ирины Хакамады и певицы Анжелики Варум. Немудрено, что он стал хитом.
Но то были лучи света в тёмном царстве. Интерес публики к отечественной фантастической литературе пришёлся уже на конец десятилетия. Российским продюсерам понадобилось время, чтобы поверить в возможность заработать на фантастическом кино, тем более на экранизациях наших авторов. Первая веха на пути в вероятное светлое кинофантастическое будущее пришлась только на 2004 год.
Дозоры и позоры: робкий рассвет
Про экранизацию городского фэнтези Сергея Лукьяненко «Ночной Дозор» (2004) писали немало, в том числе и в «Мире фантастики». Напомним лишь основное. В 2000 году студия «Полигон» намеревалась снять по книге малобюджетный фильм «Москва вампирская». Позже права выкупил канал ОРТ, планируя сделать телесериал. Но тут у продюсеров Константина Эрнста и Анатолия Максимова родилась идея снять первый русский блокбастер с солидным по тем временам бюджетом — почти два миллиона долларов. Сценарий написал сам Лукьяненко, а в режиссёрское кресло сел Тимур Бекмамбетов, знаменитый в те годы рекламой банка «Империал». Впрочем, на счету Бекмамбетова уже были и фильмы. Внимание продюсеров он привлёк историческим боевиком «Гладиатрикс», снятым для гуру американских «би-муви» Роджера Кормана.
«Ночной Дозор» и впрямь стал настоящим блокбастером, собрав в прокате почти 34 миллиона долларов. Картина пошла в народ, её растащили на цитаты и отсылки. Бекмамбетов проторил себе дорогу в Голливуд, Лукьяненко проснулся самым известным в России фантастом, ребята из группы «Уматурман» стали звёздами поп-сцены… Но главное достижение «Ночного Дозора» в том, что он привлёк к российской фантастике внимание продюсеров. Фильм собрал огромную по нашим меркам кассу, позволив создателям заработать за счёт популярности, а не финансовых манипуляций. Оказывается, можно взять книгу русского фантаста, адаптировать её для широкого зрителя, добавить компьютерной графики, бодрой музыки и продакт-плейсмента, сдобрить агрессивной рекламой — и добиться нешуточного успеха!
В результате во второй половине 2000-х в России вышло два десятка кино- и телеэкранизаций фантастических книг, и некоторые были весьма амбициозны. «Дневной Дозор» (2005) того же Бекмамбетова выступил не хуже предшественника — при бюджете в четыре миллиона долларов мировые сборы составили 38 миллионов. Правда, от одноимённой книги остались рожки да ножки, зато некоторые сюжетные линии романа «Ночной Дозор» нашли отражение именно в сиквеле. Да и смотрелся он более зрелищно — создатели явно набили руку. Недаром картина получила профессиональное признание, став номинантом премии «Сатурн». Под занавес того же 2005-го страна приникла к телеэкранам, где шёл сериал «Мастер и Маргарита» по культовому мистическому роману Булгакова. Сорок миллионов россиян проглотили сериал залпом, хотя и критиков у чересчур буквальной адаптации Владимира Бортко нашлось немало.