На злобу дня
Новый тренд для умных
Нужна ли нам познавательная фантастика? Полемические заметки
Недавно под эгидой журнала «Химия и жизнь» и газеты «Троицкий вариант» прошёл круглый стол про российскую научную фантастику, стенограмма которого опубликована на сайте «Троицкого варианта» (trv-science.ru/2017/03/14/sci-fi). Отталкиваясь от выступлений на круглом столе, известный учёный Ник. Горькавый, автор популярного НФ-романа «Астровитянка», высказал интересные соображения о современной отечественной фантастике. Мы публикуем его заметки, которые, возможно, положат начало бурной полемике.
«Научной фантастике нужен упор на познавательность»
В советские времена тиражи научно-фантастических романов Стругацких достигали сотен тысяч экземпляров, но всё равно купить их было невозможно. В конце XX века капиталистическая экономика наступила на российское книгоиздание и сплющила его в книжный рынок: тиражи фантастики, включая сочинения Стругацких, упали в десятки раз. Новые времена потребовали новых идей.
Я полагал и полагаю до сих пор, что научной фантастике для успешности на современном российском книгорынке нужны упор на познавательность и ориентация на подростков, которым окружающий мир ещё не наскучил. Написав в таком жюльверновском духе трилогию «Астровитянка», я несколько лет обивал пороги российских издательств. Три десятка издателей отвергли роман, 20% объёма которого составил познавательный текст. «Эту книгу, которую могут понять только научные сотрудники, никто читать не будет!» — смеялись надо мной. Наконец, мой литагент Татьяна Киця нашла смелого издателя — Александра Прокоповича, главного редактора «Астрели». В 2008 году, когда была опубликована «Астровитянка», начальные тиражи новых авторов упали уже до пяти тысяч. Но читатель тепло отнёсся к книге — и пять тысяч экземпляров смели с полок в течение нескольких месяцев, так что потребовалась срочная допечатка. Впрочем, «фэндомные» критики отреагировали на роман гораздо прохладнее читателей. Самая популярная рецензия на «Фантлабе», датированная 2009 годом, начиналась с язвительных цитат братьев Стругацких:
Фантастика не есть «литература крылатой мечты» для любознательных подростков, увлекающихся авиамоделизмом. Она шире этого определения… Фантастика не есть «литература о замечательных достижениях науки и техники». Она значительно глубже этого определения.
Конечно, среди литературных критиков нашлось немало тех, кому «Астровитянка» понравилась, — например, «Мир фантастики» опубликовал на неё очень одобрительную рецензию, а на всероссийском конкурсе детской книги «Заветная мечта» роман был номинирован маститыми критиками «большой литературы» во главе с Михаилом Бутовым как лучший научно-фантастический роман года.
Согласно традиционному взгляду на фантастику, которая должна быть «не про ракету, а про человека», фантастика категорически не должна звать в технические вузы — она должна литературно исследовать глобальные проблемы бытия. Проблема в том, что этот романтический взгляд сложился в советские времена, когда кругом было полно авиамодельных кружков (сам туда ходил), а фантастика как литературное направление была в новинку. Сейчас — ситуация обратная, и умные люди должны это учитывать. Кроме того, 80% объёма той же «Астровитянки» — это обычный литературный текст про взаимоотношения и приключения главных героев. Неужели решениями бытийных проблем нужно непременно занять все 100% текста?
Первое издание «Астровитянки» вышло восемь лет назад. За это время тиражи фантастов-новичков упали ещё в два раза. «Астровитянка» же вышла уже пятым изданием, и общий тираж первой книги — свыше 30 тысяч — намного превзошёл средний уровень тиражей отечественной НФ. При поддержке фонда Максима Волошина создана двадцатичасовая аудиокнига «Астровитянка», изумительно начитанная заслуженным артистом Владимиром Левашовым. «Астрель» организовала специальную научно-популярную серию «Библиотека вундеркинда», где герои «Астровитянки» рассказывают детям научные истории. С 2012 года вышло уже пять сборников «научных сказок» — все они успешно продаются, допечатываются и переиздаются, так что тираж у них также больше, чем у потока «широких и глубоких» фантастических романов.
Отмечу, что «Астровитянка» подвергалась суровой критике за литературный стиль и за научную достоверность. Нередко её критикуют те же самые люди, кто не взял её когда-то в печать. Это очевидная попытка оправдать свою ошибку, потому что эти критики представляют коммерческие издательства, которые ради тиражей готовы выпустить любой трэш. Нет смысла спорить с этими людьми, потому что читатель проголосовал за книгу рублём. Критикам же научного содержания «Астровитянки» могу сообщить, что две главные гипотезы, которые обсуждались в книге — об антигравитационном механизме Большого взрыва и о мультиимпактном происхождении Луны, — получили ныне убедительные подтверждения. Наличие нужной для Большого взрыва отталкивающей силы в теории Эйнштейна было математически доказано мною совместно с Александром Васильковым — и статья об этом была опубликована летом 2016 года в журнале Британского королевского астрономического общества. Развитие этой теории, полностью убирающей из космологии «тёмные» сущности, готовится к печати. Как пророчески утверждалось в художественной «Астровитянке», решение