Ностальгический список
«Первому игроку приготовиться» и его гик-отсылки
Внимание! Статья содержит спойлеры к книге Эрнеста Клайна «Первому игроку приготовиться». Если вы её не читали, но планируете, отложите статью на потом.
В конце марта выходит фильм Стивена Спилберга «Первому игроку приготовиться». Он снят по одноимённому романа Эрнеста Клайна и рассказывает о будущем, где почти всё человечество пользуется виртуальной реальностью OASIS. Она совмещает социальные сети, интернет-сайты, многопользовательские игры, форумы, чаты, видеосвязь, магазины, приложения… Даже школу ученики посещают в виртуальном пространстве!
Хотя действие романа разворачивается в 2045 году, большинство персонажей помешано на популярной культуре 1980-х. Ретро было в моде во все времена, но только в мире OASIS умение с закрытыми глазами пройти старую аркаду или наизусть процитировать диалог из «Монти Пайтона» способно изменить жизнь. Дело в том, что на 1980-е пришлась юность Джеймса Холлидэя, эксцентричного создателя OASIS. Перед смертью Холлидэй завещал своё баснословное состояние и власть над виртуальным миром тому, кто найдёт спрятанное в OASIS пасхальное яйцо. Для этого нужно отыскать три ключа, открыть ими три пары врат и пройти скрытые во вратах испытания. К каждому ключу ведёт стихотворная подсказка, связанная с культурой 1980-х.
Отыскать пасхальное яйцо могли только настоящие знатоки 1980-х . После смерти Холлидэя охотники за пасхалками, или пасхантеры, обыскали весь OASIS, но так и не приблизились к разгадке. А затем пареньку Уэйду Уоттсу, он же Парсифаль, улыбнулась удача.
Подобно OASIS, роман Клайна щедро усыпан отсылками к 1980-м. И если некоторые из цитируемых вещей знакомы большинству наших читателей, то другие опознают только хардкорные знатоки американской поп-культуры прошлого века. В этой статье мы расскажем о произведениях, сыгравших в сюжете «Первого игрока» ключевую роль, и объясним, почему их любят даже в 2045 году.
Медный ключ: модуль Tomb of Horror
Медный ключ ожидает путников
В гробнице, полной ужасов.
Надо много узнать,
Чтобы место занять
Среди самых удачливых умников.
Первый ключ связан с классическим игровым сценарием Tomb of Horrors для настольной ролевой игры Dungeons & Dragons. В книге Парсифаль находит в OASIS точную копию подземелья из игры, и именно там Холлидэй прячет первый ключ.
Модуль «Гробница ужасов» (до третьей редакции D&D все игровые сценарии называли «модулями») написал один из создателей D&D Гэри Гайгэкс. Он ориентировался на свою постоянную игровую группу, предпочитавшую сложные сражения и высокий риск. Поэтому Tomb of Horrors рассчитана на сильных по меркам игры героев 10–14 уровней. Напичканные смертоносными ловушками и секретными ходами лабиринты гробницы ведут приключенцев к могущественному королю-личу Асерераку. Одолеть его может только очень «прокачанная» группа героев, да и то лишь при помощи артефактов и заклинаний.
Wizards of the Coast, ныне владеющие D&D , не раз переосмысливали и переиздавали Tomb of Horrors. В последний раз она вошла в сборник модулей Tales from the Yawning Portal для пятой редакции D&D . А другое приключение, Tomb of Annihilation, развивает и продолжает сюжет об Асерераке.
Чтобы заполучить Медный ключ, Парсифалю тоже пришлось сразиться с Асерераком. Только вместо обмена фаерболами или дуэли на двуручных мечах лич предложил Уэйду партию в Joust, аркадную игру 1982 года, где игроки скакали по экрану верхом на страусах, пытаясь выбить противника из седла. Joust запомнилась как один из первых мультиплеерных проектов, которые популяризовали жанр. В игре было два режима: проходить приключение вместе или сражаться друг против друга.
Поиск первых врат: игра Dungeons of Daggorath
То, что ты ищешь, спрятано в мусоре
На самом глубоком уровне Даггората.
Холлидэй явно любил число три. Для получения пасхального яйца пасхантерам нужно пройти три испытания, и каждое делится на три этапа. Мало заполучить ключ — нужно ещё найти Врата и открыть их. С первым ключом Парсифалю повезло — Уэйд сразу догадался, где искать врата.
Слово «дагорат» на синдарине, языке толкиновских эльфов, означает «битва». С двумя «g » в названии Даггорат встречался лишь в одном месте — компьютерной игре Dungeons of Daggorath. Она вышла в 1982 году для древнего компьютера TSR-80, получившего среди пользователей презрительную кличку «Trash 80» — «мусор».
Dungeons of Daggorath — одна из самых ранних трёхмерных RPG с видом от первого лица. Игрок идёт по подземному лабиринту, шинкуя врагов и пытаясь добраться до выхода. Изображение на экране было схематичным, силуэты стен и врагов создавались из точек, а управлять персонажем нужно было при помощи текстовых команд. Хочешь пойти направо — набери «вправо» (R), надо закрыться щитом — потрудись набрать «Использовать щит в левой руке» (Get Left Shield, или GLS).