Настольные игры
Когда одной игры становится мало, всегда можно купить или выменять другую. Или, что ещё лучше, достать дополнение. Мы уже писали, что на одно приличное расширение приходится пять необязательных, бессмысленных или даже портящих удовольствие от базы. Вопрос приобретения дополнений обычно не стоит ребром, тиражей хватает для всех желающих. За одним исключением.
Стремясь привлечь внимание к своему продукту, каждый издатель анонсирует на Kickstarter или привозит на выставку ограниченный тираж промодополнения. Одна-две карты, эксклюзивные миниатюры, увеличенное в полтора раза поле, какие-то хитрые кубики — самые частые примеры. Толку от таких дополнений чуть, влияния на игру они практически не оказывают, но почему-то вокруг них всегда возникает ажиотаж. Даже высокая цена не пугает коллекционеров, а ведь вышедшие из печати промки могут стоить как целая игра средней комплектации. В особо запущенных случаях к игре делают только такие расширения — правда, выпуская их в розничную продажу. Впрочем, с Descent история похожая: фигурки лейтенантов, хотя и добавляют новый пласт механики, не так уж нужны, а влетают в копеечку. Вроде и не промо, а разницы никакой.
Эта колонка посвящается бесконечным промкам. Десятки однокарточных дополнений мешают искать в магазинах настоящие игры, путают при поиске на сайтах-агрегаторах. Если, разорившись, вы соберёте полную коллекцию, она откажется помещаться в базовую коробку, и время подготовки к партиям удвоится. И , конечно же, вы будете постоянно забывать новые правила. Что отличает хорошую промку от плохой? Давайте разберёмся.
Промо-кампания или удар по кошельку?
Идеальное промо-дополнение должно не просто вписываться в игру, но и добавлять к ней что-то новое, ранее правилами не предусмотренное. Возьмём популярные игры от Days of Wonder. Промки для «7 чудес» — пример скучный. Родился у автора сын, вот про это и новая карта. Leaders для «Маленького мира» — ещё хуже. Да, есть новые жетоны для каждой расы, которые отличаются по форме от остальных и учитываются при подсчёте очков, — но сама игра не меняется, только считать приходится больше (ну и народцам с малым количеством жетонов становится чуть легче). А вот Necromancer’s Island для той же игры — редкий пример отличного промо-дополнения. Оно добавляет в игру шестого игрока, которому выдаётся башня посреди центрального озера и армия призраков, растущая из хода в ход. Чем активнее сражаются друг с другом остальные, тем больше у некроманта неприкаянных душ. Если все призраки из комплекта окажутся в игре, партия заканчивается досрочно. Если соперники у некроманта осторожные, всё ещё можно выиграть по монеткам. Дополнение выпускали дважды, в 2010-м и 2013-м , и распространяли бесплатно, но даже сейчас его можно купить с рук по вменяемой цене в районе $10–20.