Игровой клуб
Настольные игры
Ведущий: Павел Ильин
За месяц прочитал:
Олаф Стэплдон «Первые и последние люди»
Изобретательный философ, посредственный автор и крайне неумелый предсказатель Стэплдон подтолкнул целое поколение писателей заняться фантастикой. Замахнувшись сразу на миллиарды лет, он предвидел будущее генной инженерии, но не углядел атомной бомбы. Для своего времени роман был новаторским, но забыт вполне заслуженно.
Наверняка у вас есть знакомые, которые патологически не умеют проигрывать. Бьют кулаком по столу, спорят, жалуются на неудачу. Пусть такие личности и портят настроение, в чём-то они правы. Мы играем и хотим победить, но это не всегда зависит от нас. Легко обвинить колоду карт в проигрыше, ведь картону нечего возразить. Какие-то игры и вправду зависимы от случая, какие-то просто очень сложные и требуют предельного внимания и отточенных навыков. Хорошо, если игра соревновательная, тогда кто-то обязательно станет победителем, но в кооперативных играх можно проиграть всем вместе. Случается, издатель специально выпускает игру, в которой почти невозможно добиться победы. На фоне популярности хардкорных видеоигр вроде Dark Souls подобные им настолки появляются всё чаще. Безумно дорогая Kingdom Death: Monster из сентябрьской колонки — прекрасный тому пример.
В некоторых жанрах проигрыш — единственная возможная концовка. Например, Tower Defense, перекочевавший с экрана на стол, выбрасывает на игрока всё новых и новых монстров, пока тот не совершит роковую ошибку. Castle Panic и Ghost Stories, конечно, дают шанс победить, но на максимальном уровне сложности это трудная задача, зависящая от счастливого случая не меньше, чем от навыка. Давайте взглянем со стороны на «сложные» игры и попытаемся понять, что заставляет нас играть в них снова и снова, несмотря на поражения.
Главное не победа, главное — участие
Высокая сложность заставляет возвращаться к игре, по крайней мере до первой победы. По такому принципу устроены книги-игры: поворот налево ведёт к награде, поворот направо — в ловушку, и , чтобы не попасть впросак, нужна или удача, или вторая попытка. Поэтому случайные встречи в коридорах «Лабиринта страха» такие смертоносные: читатель должен помучаться, лёгкая победа не даст настолько сильных эмоций. По такому же принципу работают и некоторые настолки. Tales of Arabian Nights переносит в мир «1001 ночи», где герои путешествуют по всему свету в поисках славы и приключений. Для последних в комплекте имеется внушительная книжка. Проверок навыков в игре нет — зато есть статусы: «женат», «богат», «быстрый ум» и так далее. По ним всё и разрешается. Например, персонаж, ставший «изгнанником», сможет восстановить свою честь и вернуться в Багдад, если получит какой-нибудь подходящий статус. Спланировать победу невозможно в принципе: сказка — она сказка и есть. «Агентство «Время» и вовсе оправдывает переигровку сценариев не только механикой, но и сюжетно — по замыслу вы оперативники, путешествующие во времени и исправляющие его ход. Проигранная партия — это неудачная загрузка сознания в носителя из другой эпохи. События сделаны по принципу всё той же книги-игры: часть улик можно добыть, но значительное