Книжный ряд | Жанры
Голоса в голове
Как аудиокниги завоевали популярность
kok: Подскажите какой прогой перегонять книги из txt в mp3?
Izzzum: ^^^^^ No Comment а почему сразу не в 3gp или XviD?
kok: А в каком, по-твоему, формате аудиокниги?
kok: Или ты думаешь, что какой-то дурень сидит и начитывает перед микрофоном?
В литературных кругах, довольно-таки консервативных, слово «аудиокниги» зачастую считается чуть ли не ругательным. Рафинированные любители чтения числят этот формат «низким», и по уровню вызываемого презрения аудиокниги находятся где-то на уровне комиксов. Но, на наш взгляд, такое отношение совершенно незаслуженно. Несправедливо считать, что аудиокнигами увлекаются лишь те, кто «не осилил» толстенный талмуд. Этот формат назло консерваторам давно обрёл свою широкую аудиторию. Давайте проследим историю развития аудиокниг, изучим, какие они бывают и как создаются, а также попытаемся ответить на главный вопрос: вытеснят ли аудиокниги печатный текст?
С чего всё началось?
Своим существованием аудиокниги обязаны изобретателю Томасу Эдисону и его дивному аппарату — фонографу. Это устройство могло записывать и воспроизводить различные звуки. Презентация фонографа состоялась в далёком 1877 году.
Томас Эдисон предложил десять основных применений фонографа. Среди них было и создание аудиокниг для слабовидящих людей. Правда, общественность не оценила энтузиазм Эдисона. На презентации некоторые учёные обвинили изобретателя в мошенничестве и лжи — дескать, на самом деле он дурит людям головы, а звук исходит от чревовещателя. В России презентация фонографа и вовсе обернулась судебным разбирательством: владельца устройства приговорили к большому штрафу и посадили на три года.
Но прогресс было не остановить. По заветам Эдисона аудиокниги и впрямь стали незаменимыми помощниками для слабовидящих. К 1930 году устройства могли записывать до 20 минут текста. Спустя год Американский фонд поддержки слепых и Библиотека конгресса запустили совместную программу «Говорящие книги». В её рамках аудиокниги стали тем, чем мы привыкли их видеть, — профессионально озвученными литературными произведениями. С тех пор международные организации и фонды начали озвучивать классическую литературу, составлять архивы аудиокниг и делиться записями со всеми, кто к ним обращался. Несколько таких фондов существует и по сей день — от некоммерческой компании LearningAlly, основанной в 1948 году, до волонтёрской организации LibriVox, участники которой озвучивают книги и выкладывают их в открытый доступ.
Новый формат снискал популярность на радио. Дикторы в прямом эфире читали классические произведения, которые сопровождались звуковыми эффектами. Широко известна история радиоспектакля Орсона Уэллса по мотивам «Войны миров» — вернее, легенда, связанная с этим спектаклем: якобы постановка настолько удачно спародировала новостной репортаж о нападении пришельцев на Америку, что в неё поверили около миллиона человек. Эта легенда появилась благодаря газетчикам, которые таким образом хотели потопить своего новоиспечённого конкурента — радио.
В 1980-е на аудиокниги обратили внимание крупные издательства, которые стали создавать их на основе бестселлеров. В авторских договорах появились дополнительные пункты, в которых издательства приобретали права сразу и на аудиокнигу. Настоящий бум аудиокниг случился после массового распространения формата mp3 и компакт-дисков. Новые носители послужили идеальным вместилищем объёмных аудиофайлов, особенно когда речь шла о лицензированных изданиях в высоком качестве. Это привело к тому, что доля аудиокниг в книжных магазинах составила от 10 до 15%. Теперь почти любой бестселлер сопровождается выходом аудиокниги. С 1959 года в США в рамках музыкальной премии «Грэмми» даже вручают награду «Лучший разговорный альбом», куда попадают и аудиокниги. А с 1996 года существует специальная премия Audie Award, которая считается аналогом «Оскара» для производителей аудиокниг.