Как аудиокниги завоевали популярность

Мир ФантастикиРепортаж

Книжный ряд | Жанры

Голоса в голове

Как аудиокниги завоевали популярность

kok: Подскажите какой прогой перегонять книги из txt в mp3?
Izzzum: ^^^^^ No Comment а почему сразу не в 3gp или XviD?
kok: А в каком, по-твоему, формате аудиокниги?
kok: Или ты думаешь, что какой-то дурень сидит и начитывает перед микрофоном?

Цитата с Bashorg.org №394091

В литературных кругах, довольно-таки консервативных, слово «аудиокниги» зачастую считается чуть ли не ругательным. Рафинированные любители чтения числят этот формат «низким», и по уровню вызываемого презрения аудиокниги находятся где-то на уровне комиксов. Но, на наш взгляд, такое отношение совершенно незаслуженно. Несправедливо считать, что аудиокнигами увлекаются лишь те, кто «не осилил» толстенный талмуд. Этот формат назло консерваторам давно обрёл свою широкую аудиторию. Давайте проследим историю развития аудиокниг, изучим, какие они бывают и как создаются, а также попытаемся ответить на главный вопрос: вытеснят ли аудиокниги печатный текст?

Текст: Александр Стрепетилов

С чего всё началось?

Своим существованием аудиокниги обязаны изобретателю Томасу Эдисону и его дивному аппарату  — фонографу. Это устройство могло записывать и воспроизводить различные звуки. Презентация фонографа состоялась в далёком 1877 году.


Томас Эдисон предложил десять основных применений фонографа. Среди них было и создание аудиокниг для слабовидящих людей. Правда, общественность не оценила энтузиазм Эдисона. На презентации некоторые учёные обвинили изобретателя в мошенничестве и лжи — дескать, на самом деле он дурит людям головы, а звук исходит от чревовещателя. В России презентация фонографа и вовсе обернулась судебным разбирательством: владельца устройства приговорили к большому штрафу и посадили на три года.


Но прогресс было не остановить. По заветам Эдисона аудиокниги и впрямь стали незаменимыми помощниками для слабовидящих. К 1930 году устройства могли записывать до 20 минут текста. Спустя год Американский фонд поддержки слепых и Библиотека конгресса запустили совместную программу «Говорящие книги». В её рамках аудиокниги стали тем, чем мы привыкли их видеть,  — профессионально озвученными литературными произведениями. С тех пор международные организации и фонды начали озвучивать классическую литературу, составлять архивы аудиокниг и делиться записями со всеми, кто к ним обращался. Несколько таких фондов существует и по сей день  — от некоммерческой компании LearningAlly, основанной в 1948 году, до волонтёрской организации LibriVox, участники которой озвучивают книги и выкладывают их в открытый доступ.

Томас Эдисон и его фонограф

Новый формат снискал популярность на радио. Дикторы в прямом эфире читали классические произведения, которые сопровождались звуковыми эффектами. Широко известна история радиоспектакля Орсона Уэллса по мотивам «Войны миров»  — вернее, легенда, связанная с этим спектаклем: якобы постановка настолько удачно спародировала новостной репортаж о нападении пришельцев на Америку, что в неё поверили около миллиона человек. Эта легенда появилась благодаря газетчикам, которые таким образом хотели потопить своего новоиспечённого конкурента  — радио.

В 1980-е на аудиокниги обратили внимание крупные издательства, которые стали создавать их на основе бестселлеров. В авторских договорах появились дополнительные пункты, в которых издательства приобретали права сразу и на аудиокнигу. Настоящий бум аудиокниг случился после массового распространения формата mp3 и компакт-дисков. Новые носители послужили идеальным вместилищем объём­ных аудиофайлов, особенно когда речь шла о лицензированных изданиях в высоком качестве. Это привело к тому, что доля аудиокниг в книжных магазинах составила от 10 до 15%. Теперь почти любой бестселлер сопровождается выходом аудиокниги. С 1959 года в США в рамках музыкальной премии «Грэмми» даже вручают награду «Лучший разговорный альбом», куда попадают и аудиокниги. А с 1996 года существует специальная премия Audie Award, которая считается аналогом «Оскара» для производителей аудиокниг.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

10 признаков слишком близких отношений с матерью 10 признаков слишком близких отношений с матерью

Типичные признаки нарушения личных границ между матерью и ее взрослым ребенком

Psychologies
Висконти: Послесловие к мифу Висконти: Послесловие к мифу

«Смерть в Венеции» не дождалась своего выхода на экран при жизни Лукино Висконти

СНОБ
Надежда Ручка: Об уходе из Надежда Ручка: Об уходе из

Выбежала из ванной в истерике, начала орать: "Все! Это все!.."

Караван историй
Можно ли запланировать, каким будет мое здоровье в будущем? Можно ли запланировать, каким будет мое здоровье в будущем?

«Планировать здоровье» – непривычно звучит, да? Время идет, тело стареет, что тут спланируешь? На самом деле «буду стареть» – это и есть план. И если вы с ним не согласны, можно заменить его на более оптимистичную модель. Как? Давайте разбираться вместе со специалистом по китайской медицине Анной Владимировой.

Psychologies
Горе от интеллекта Горе от интеллекта

Миллиардер Илон Маск, его любимая Эмбер Хёрд и прочая головная боль

Tatler
Срываюсь на ребенке Срываюсь на ребенке

Что делать, если не можешь сдержать агрессию по отношению к ребенку?

Лиза
Царь в голове Царь в голове

Очерк Юлии Гусаровой о рэпере Pharaoh

СНОБ
Тело говорит: надо меньше на себя брать Тело говорит: надо меньше на себя брать

Шея и голова могут болеть оттого, что вы взвалили на себя много ответственности

Psychologies
Mitsubishi Outlander GT Mitsubishi Outlander GT

Мы застали кроссовер в самой верхней точке его развития – в версии GT

АвтоМир
Софья Каштанова: Софья Каштанова:

Казалось — все замечательно, но накануне моего дня рождения Домиан исчез...

Караван историй
“Мы должны научиться получать удовольствие” “Мы должны научиться получать удовольствие”

Михай Чиксентмихайи о состоянии «потока»

Psychologies
Jeep Cherokee Jeep Cherokee

Расстаются с такими лишь по крайней нужде

АвтоМир
Сво­бод­ная жен­щи­на Востока Сво­бод­ная жен­щи­на Востока

Жена правителя Дубая принцесса Хайя в коротких платьях и без намека на смирение

Tatler
Гусары, матчасть! Гусары, матчасть!

Фемино-мужчинный толковый словарь

Maxim
Как переворот стал революцией Как переворот стал революцией

Как переворот превратился в революцию, можно проследить по документам

Дилетант
Пого­во­рим об этом Пого­во­рим об этом

Вся правда об интимном омоложении

Glamour
Mazda CX-5 Mazda CX-5

Своим появлением это кроссовер изменил представление о марке Mazda

АвтоМир
USB 3.1 и Type-C: спутанный клубок USB 3.1 и Type-C: спутанный клубок

Помогаем разобраться в обозначениях современных стандартов USB

CHIP
Россия — чебурек Россия — чебурек

Как в одном отдельно взятом заведении общепита социализм случился

Русский репортер
Женщина в погонах Женщина в погонах

Узнай, как девушке поступить в высшее военно-учебное заведение

Лиза
Человек играющий Человек играющий

Сэр Пол Смит уверяет, что чувство юмора и самоирония помогают ему в работе

The Rake
7 принципов летнего макияжа 7 принципов летнего макияжа

Летом так приятно добираться до работы пешком или на велосипеде, а не в душном транспорте, и пить прохладный лимонад вместо горячего кофе. Мы подсознательно ищем легкости, свежести и простоты. Это касается и выбора косметики. Как меняется макияж летом, рассказывает ведущий визажист Urban Decay Анастасия Винникова.

Psychologies
Другой Кушнер Другой Кушнер

Брат Джареда Кушнера управляет фондом на миллиард долларов в эпоху Трампа

Forbes
Холодный расчет Джека Стормса Холодный расчет Джека Стормса

Мимолетные вспышки застывших в стекле фейерверков – результат точного расчета

Популярная механика
Никогда не поздно Никогда не поздно

Новые отношения после 40

Домашний Очаг
Кража с обломом Кража с обломом

Самые нелепые и смехотворные преступления последних лет

Maxim
Желез­ный Феликсович Желез­ный Феликсович

Главный русский оперный режиссер Дмитрий Черняков

Tatler
Модный дом Модный дом

Мы отправились в гости к дизайнеру Сандре Наннерли

AD
“Нам необходимо вернуться к ручному труду” “Нам необходимо вернуться к ручному труду”

Почему на телевидении вместо творчества царит «супермаркет»?

Psychologies
Юрий Грымов: «Нам нужно вернуться к ручному труду» Юрий Грымов: «Нам нужно вернуться к ручному труду»

Почему на телевидении вместо творчества царит «супермаркет»? Как защититься от информационной пушки? Юрий Грымов, режиссер спектакля «О дивный новый мир», обеспокоен воздействием медиа на наше сознание и предлагает свой способ ему противостоять.

Psychologies
Открыть в приложении