Вперёд в прошлое / Машина времени
Это придумали до нас
Изобретения, опередившие время
Египет, Рим и Китай подарили человечеству пирамиды, Колизей и Великую китайскую стену. Придумали они и вещи менее грандиозные, но не менее практичные: едва ли сейчас обойдёшься без будильников, компьютеров и вертолётов. Рассказываем о полезных вещицах и необычных технологиях, которые появились намного раньше, чем кажется.
Транспорт
Мне бы в небо
Человечество тысячелетиями мечтало покорить небо. Первые испытания летательного аппарата прошли ещё в IV веке до н . э., как и подобает, в Поднебесной империи. Древнекитайский игрушечный вертолёт представлял собой бамбуковый стебель с привязанными к нему перьями-лопастями. Раскрутив «бамбуковую стрекозу» меж ладоней, её запускали вверх, к звёздам. Много столетий спустя детская забава вдохновила Джорджа Кейли, отца современной аэронавтики, на создание настоящего вертолёта.
Вскоре за легкомысленными развлечениями последовали более серьёзные открытия. В VI веке китайцы собрали первый дельтаплан, способный выдержать вес взрослого человека. Порцию острых ощущений получали, правда, только «счастливчики» вне закона: преступников привязывали к планеру и толкали со скалы в пропасть. От приземления беднягу отделяло около двух миль неуправляемого полёта.
У китайцев есть легенда о том, как в конце XV — начале XVI века человек по имени Вань Ху бросил вызов космосу. Замысловатая конструкция, которую он соорудил, должна была работать по принципу современной ракеты и подниматься в воздух за счёт пороховых снарядов, прикреплённых к гигантским воздушным змеям. Усевшись в машину, отважный изобретатель взял в руки по «крылу» и велел слугам поджечь ракеты. Но летательный аппарат состоял лишь из бамбука и бумаги, а потому тут же вспыхнул и через несколько секунд взорвался вместе со своим создателем. Впрочем, есть версия, что легенду о Вань Ху придумал журналист Джон Элфрет Уоткинс, описавший её в статье для журнала Scientific American в 1909 году. Хотя ракеты и порох действительно изобрели в Китае, но гораздо раньше — во времена династии Хань (206 год до н . э . — 220 год н . э.).
Yellow submarine
Идею подводной лодки можно встретить ещё в работах Леонардо да Винчи. Первые научные чертежи подлодки — а точнее, аппарата, способного вертикально погружаться в воду, — сделал в 1578 году Уильям Борн, математик и бывший артиллерист королевского военно-морского флота Великобритании. Почти 30 лет подлодка оставалась абстрактной идеей, пока в 1605 году Магнус Пегель, немецкий врач и математик, опираясь на научные изыскания Борна, не построил субмарину. Эксперимент провалился — корабль затонул при первом погружении.
Но уже через 15 лет благодаря таланту нидерландского изобретателя Корнелиуса Дреббеля родился первый работающий прототип лодки, способной перемещаться под водой. Глубина погружения составляла четыре метра и регулировалась с помощью кожаных мехов, а для передвижения по дну использовался длинный шест, который в следующих моделях заменили вёслами. Изобретение имело большой успех, а в 1624 году его опробовал даже английский король Яков I .
Не роскошь, а средство передвижения
Прародителем автомобиля стало трёхколёсное детище французского изобретателя Николы Жозефа Кюньо. Паровой тягач, сооружённый им в 1769 году, предназначался для буксировки артиллерии. Машиной управляли двое людей, весила она более тонны и требовала остановки раз в 12 минут для поддержания давления в паровом котле — его помещали под машину для «подзаправки». Вторая версия «тележки Кюньо» уже была оборудована собственным котлом, что позволило избежать вынужденных остановок. Тогда и случилась первая в истории автомобильная авария: во время очередного запуска систему управления заклинило, и автомобиль на оглушительной скорости — около 4 км/ч — врезался в стену.
С началом Великой французской революции правительству стало не до изобретений, и работа над машиной были прекращена. Потеряв источник финансирования, Кюньо бежал в Бельгию, где жил в бедности. В 1804 году Наполеон пригласил Кюньо в Париж, где учёный и умер.
По тонкому льду
Даже сегодня жителям северных стран зимой приходится несладко. Чтобы ускорить, а заодно и обезопасить свои путешествия, обитатели Скандинавского полуострова ещё в 3000 году до н . э . придумали коньки: скользя на них по замёрзшим рекам и озёрам, жители самых холодных регионов сберегали до 10% энергии!
На коньках передвигались не только в Скандинавии, но и на территории современных Нидерландов, Великобритании, России и Китая. Вместо лезвий к ботинкам привязывали заострённые пластины из любого подручного материала — костей животных, моржового клыка, дерева или даже бамбука.
Медицина
Голливудская улыбка
Сегодня за белоснежную улыбку и свежее дыхание люди готовы отдать тысячи долларов. Мода на красивые здоровые зубы восходит к V веку до н . э., когда египтяне сделали первую в мире зубную пасту. Готовили её по следующему рецепту: брали одну драхму каменной соли, две драхмы мяты, одну драхму высушенного ириса, 20 зёрен перца (одна драхма — это примерно 0,4 грамма. — Прим. МирФ), всё измельчали и перемешивали.
А вот зубные щётки — ветки с «растрёпанными» концами — изобрели позже: первые экземпляры, найденные в египетских гробницах, датируются только III веком до н . э . Более привычная нам щётка с щетиной свиньи появилась в XV веке в Китае.
Хотя египтяне не злоупотребляли шоколадом и пирожными, в то время зубы быстро изнашивались — виной тому был способ измельчения зерна. Часть мелких камешков, с помощью которых перемалывали злаковые, попадала в муку и разрушала зубную эмаль, оголяя пульпу, где развивалась инфекция. Чтобы хоть как-то побороть дурной запах, в Египте в IV веке придумали жевательные пастилки на основе ладана, мирры, корицы и мёда.
Вершиной древней стоматологии стала бормашина. Возраст первых «пациентов», обитавших на территории современной Индии, составляет около 9000 лет: на зубах этих страдальцев были обнаружены полости глубиной до 3,5 миллиметра — очевидные следы хирургического вмешательства. Однако мучения пациентов были не напрасны: реконструкция метода показала его надёжность и эффективность.