«Дискавери» vs «Орвилл»
Какой сериал — настоящий «Звёздный путь»?
На экраны вышло два фантастических сериала, вдохновлённых «Звёздным путём»: «Дискавери» развивает вселенную Джина Родденберри, а комедия «Орвилл» пародирует её. Сериалы получили полярные оценки критиков: «Дискавери» заслужил массу похвал, а вот проект Макфарлейна на данный момент имеет «мусорную» оценку в 19% на агрегаторе Rotten Tomatoes. Однако многие фанаты «Звёздного пути» считают, что «Орвилл» гораздо ближе к классическому Star Trek, чем официальное продолжение. Попробуем разобраться, так ли это.
«Дискавери»: официальный, но не настоящий
О том, что на CBS выйдет новый сериал по «Звёздному пути», стало известно в 2015 году, а в 2016-м во главе проекта встал Брайан Фуллер. Сейчас он известен как создатель «Американских богов» и «Ганнибала», но начинал карьеру как сценарист сериалов по Star Trek — «Глубокого космоса 9 » и «Вояджера». Фуллер привлёк к работе Рона Родденберри, сына создателя этой франшизы, и Николаса Мейера, снявшего два фильма по ней. В итоге Фуллер был отстранён от проекта, но успел задать общее направление сюжета. Казалось, сериал был обязан стать достойным развитием культовой вселенной. Но после выхода многие фанаты оказалась разочарованы. Что же пошло не так?
Проблема, с которой сталкиваются создатели любого сериала по «Звёздному пути», состоит в том, что единого «Звёздного пути» нет. Обычно, говоря о нём, подразумевают оригинальный сериал или «Следующее поколение». Но есть ещё три сериала, мультсериал, 13 фильмов, книги, игры. Да и любой другой сериал о космосе, от «Светлячка» до «Боевого крейсера «Галактика», испытал влияние «Звёздного пути». Непросто оценить, насколько что-то «верно» духу оригинала, когда этот оригинал так велик, разнообразен и всеобъемлющ.
И всё же у предыдущих воплощений «Звёздного пути» есть общие черты. Чего же фанаты не нашли в «Дискавери»?
Проблемы с каноном
То, что вселенная Star Trek после «Дискавери» затрещит по швам, было ясно заранее, ведь это, по сути, её первый настоящий приквел. Да, действие сериала «Энтерпрайз» происходило за сто лет до событий оригинала, но большой временной разброс оставлял создателям свободу.
А в «Дискавери» действие разворачивается всего за десять лет до приключений Кирка и Спока. Эти герои уже родились и вступили в Звёздный флот. И те фанаты, для которых важны детали канона, не могут не замечать нестыковки. Откуда у Спока сестра-человек? Почему Кирк никогда не вспоминал капитана Лорку, который чуть ли не лично выиграл войну с клингонами? И куда исчезнет через десять лет множество технологий и традиций, показанных в сериале?
Создатели обещают разрешить эти неувязки. Но уже ясно, что они лукавят хотя бы в том, что касается эстетики, которая не вписывается в единую вселенную. Иной, более «современный» дизайн космических кораблей. Иная униформа. Совершенно другие клингоны, не похожие ни на одну из старых версий. Список можно продолжать долго. Многое из этого — следствие новых технологий и перемен в обществе. Клингоны из оригинала, намекающие на «китайскую угрозу», смотрелись бы сейчас вызывающе. Мир изменился, и , судя по этим примерам, в лучшую сторону.
Но дело не только в менее сексистской моде и менее расистских злодеях. Сама эстетика «Дискавери» совершенно иная. Корабли гораздо ярче, цвета на планетах — насыщеннее, бои чаще проходят в кадре. Понятно, что создатели вынуждены привлекать аудиторию фильмов Абрамса, избалованную спецэффектами. Но в итоге «Дискавери» отличается от других сериалов сильнее, чем все они друг от друга.