Видеодром
Закат кинокомикса
Почему эпоха супергероев неизбежно закончится
Сейчас жанр супергеройского кино находится на пике могущества — с каждым годом мы видим в кинотеатрах всё больше и больше фильмов по комиксам. Но сколько ещё супергерои смогут удерживать внимание публики? Не ждёт ли их закат и упадок, как это приключилось с некогда популярными вестернами и мюзиклами? «Мир фантастики» называет пять причин, по которым супергероике грозит серьёзный кризис.
Слишком много супергероев
В кинобизнесе всё определяется кассовыми сборами. Если фильм окупился в прокате и принёс прибыль, он обречён на превращение во франшизу, даже если оригинальный сюжет не предполагал продолжения. Владельцы киностудий не любят рисковать, не жалуют новаторские идеи, предпочитают перестраховываться и обожают повторять один раз сработавший приём. Стоит какому-то фильму выстрелить, как на нас обрушивается целая волна аналогов, клонов, сиквелов и ребутов.
Если посмотреть на премьеры этого года, от количества сиквелов, приквелов, ремейков и новых прочтений начнёт рябить в глазах: «Красавица и чудовище», «Конг: Остров Черепа», «Джон Уик 2», «Стражи Галактики 2», «Три Икса 3», «Росомаха 3», «Тор 3», «Планета обезьян 3», «Трансформеры 5», «Пираты Карибского моря 5», «Форсаж 8», «Звёздные войны. Эпизод VIII»… То, что можно сказать об одном конкретном фильме, можно сказать и о целом направлении или жанре. На волне успеха «Сумерек» нас завалили разнообразными «вампирскими» поделками. В этом году нас ждёт семь фильмов про супергероев, в следующем — девять, в 2019-м — семь, и так далее. В среднем один супергеройский фильм выходит раз в полтора месяца.
Если в дальнейшем количество премьер возрастёт, каждый новый релиз станет рядовым событием. Аудитория устанет от приключений мужчин в трико и начнёт придирчивее подходить к выбору следующего сеанса. Конечно, монстрам вроде Лиги справедливости или Мстителей нечего беспокоиться за свою кассу, а вот как быть с менее популярными персонажами типа Капитана Марвел, Шазама или Аквамена? Их ждёт эпоха жесточайшего естественного отбора.
Уже сейчас киностудии не церемонятся с плохо зарекомендовавшими себя персонажами. «Сорвиголове» хватило провалиться всего один раз, чтобы забыть дорогу на большой экран (хотя на сервисе Netflix Мэтт Мёрдок чувствует себя вполне уверенно). «Фантастической четвёрке» повезло больше, она получила шанс на перезапуск, но Джош Транк настолько не справился с задачей, что Мистер Фантастика и Сью Шторм вряд ли вернутся на экраны в ближайшее время.
Хороших историй много не бывает
Большинство супергеройских фильмов основано на комиксах. И хотя про самых популярных персонажей накопилось немало интересных сюжетов, их количество ограничено, и бесконечно пользоваться этим источником нельзя.
Тем более что у комиксов и фильмов есть важное различие: несмотря на вереницу глобальных событий, постоянные смерти и воскрешения персонажей, комиксы DC и Marvel практически зависли во времени. Бэтмену уже лет шестьдесят как немного за тридцать. Человек-паук окончил школу в конце 1960-х , а сейчас едва разменял четвёртый десяток. Кино не может себе позволить такую роскошь. Актёры стареют и уходят из проектов, одинаковые безликие злодеи приедаются, а отсутствие прогресса ведёт к сокращению сборов.
Выходом становятся полные и частичные перезапуски вселенной, но этим приёмом нельзя злоупотреблять. Сколько можно убивать несчастных родителей Брюса Уэйна и повторять, что с большой силой приходит большая ответственность? И есть ли более верный способ сообщить аудитории, что ваши фильмы — одноразовая пустышка, чем каждые несколько лет делать их неканоном?
А если Росомаха, Железный человек, Тор и Капитан Америка всё-таки уйдут на покой и уступят сцену новому поколению героев, смогут ли Алая ведьма, Вижен, Чёрная пантера, Капитан Марвел, Человек-муравей, Шазам и Аквамен стать им адекватной заменой? Да, Marvel сумели сделать суперзвёздами даже говорящего енота и разумное дерево, а доктора Стрэнджа издали не отличить от Тони Старка. Но вряд ли это будет работать всегда.