«Мы пишем для тех читателей, которые живут сейчас»
Беседа с Романом Злотниковым
В конце девяностых — начале нулевых Роман Злотников был одним из наиболее востребованных авторов отечественной космической оперы и попаданческой АИ-фантастики, которая только-только набирала популярность. В последние пару лет писатель вернулся в мир нескольких своих прославленных циклов. А недавно издательство АСТ воскресило серию Злотникова «Вечный» — причём в виде межавторского проекта. По этому поводу мы решили побеседовать с Романом Валерьевичем.
«Фантастика может быть только злободневной»
Насколько злободневной должна быть фантастика? К примеру, насколько оправдано такое направление, как патриотическая фантастика?
Фантастика, как, вероятно, и любой другой жанр литературы, может быть только злободневной. Мы же пишем для тех читателей, которые живут сейчас, не так ли? Пётр I вряд ли будет читать написанную мной книжку. Да и насчёт человека XXII века я тоже сильно сомневаюсь. Язык, популярные сюжеты, мемы — всё будет другое. Нет, кое-что из нашего времени в будущем точно будут читать. Ну как мы сегодня читаем Конана Дойла или Жюля Верна. Но ведь мы не читаем 99 из 100 их писателей-современников…
Что же касается патриотической фантастики… а что, другая бывает? Вы присмотритесь хотя бы к той же Роулинг. Это же панегирик английской частной школе! Английским традициям! Да просто мироощущению Англии — как центра мира (причём не только магического, но и вообще), центра цивилизации. Или к Азимову — да сквозь его тексты напрямую проступает «Мы, народ Соединённых Штатов, с целью образовать более совершенный Союз… содействовать всеобщему благоденствию и закрепить блага свободы за нами и потомством нашим…» Всё же построено на системе ценностей «отцов-основателей»!
Вы пишете в том числе попаданческую фантастику. Подобные книги выходят и за рубежом, но именно в России их количество настолько выросло, что попаданцев порой стали выделять в отдельный жанр. Как вы считаете, почему?
Ну, точно я вам сказать не могу, но, как мне кажется, одна из основных причин в том, что, используя попаданцев, автор может достаточно достоверно описать главного героя. Ему не надо осваивать или придумывать привычки, лексикон, типичные реакции на раздражители иного мира-времени. Главный герой-попаданец живёт рядом с нами, думает и действует как мы, пользуется теми же идиомами, слышал те же анекдоты и использует те же мемы. Ну и так далее… Он близок и автору, и читателю. Да и читатель вполне способен представить на его месте себя, просто попавшего в удивительные и необычные обстоятельства. Это ж круто! Что же касается популярности именно в России… да кто его знает?