Второй этаж лабиринта
«Мир Дикого Запада»: чего ждать от второго сезона?
«Мир Дикого Запада» — из тех сериалов, в которых игра со зрителями становится неотъемлемой частью сюжета. Одной из первых ласточек в таком жанре стал «Остаться в живых», а с развитием соцсетей еженедельное обсуждение фанатских теорий стало изысканным блюдом, без которого сериалы нередко теряют часть своего обаяния.
Продюсер Джей Джей Абрамс, который когда-то запустил «Остаться в живых», а в прошлом году возродил интерес к «Звёздным войнам», похоже, учится на своих ошибках и следит за изменениями в зрительских привычках. «Остаться в живых» в своё время рухнул под собственной тяжестью: авторы ещё только учились строить сюжеты в условиях, когда каждый кадр разбирают по косточкам, и старались брать количеством загадок.
По новому произведению Абрамса и Нолана видно, что реакция интернета просчитана заранее. Вместо бросающихся в глаза «крючков» на каждом шагу авторы сцеживали информацию скупо и подавали настолько двусмысленно, что сам факт существования загадок был загадкой. В результате пользователи «Pеддита» разгадали всё… но их аргументы можно было убедительно оспорить. А это и есть тонкая грань между теорией и спойлером.
Итак, Абрамс и Нолан — вслед за Моффатом — научились снимать сериалы, способные заинтриговать не просто современного зрителя, а современный коллективный разум. А это значит, что мы понятия не имеем, что будет в следующем сезоне.
В межсезонье фанаты будут искать крючки, спойлеры и зацепки и строить безумные теории. Но давайте признаемся: сейчас Нолан контролирует информационное поле, и мы знаем ровно столько, сколько нам хотят рассказать. Более того: авторы обезоружили нас тем, что… честно ответили на главные вопросы. Первый сезон, не в пример «Lost», оказался завершённым произведением. Хаотичная хронология выстроилась в стройную историю, план Форда раскрыт и приведён в действие. Продолжение можно и не снимать.
А раз его всё-таки снимают, значит, у авторов в запасе есть новые пласты идей и сюжетов — именно новые, а не развитие старых. Нолан говорил, что первый сезон — один большой приквел, раскрывающий лишь предысторию основных событий. Сами события — восстание роботов в парке-вестерне — ещё только впереди. Значит, искать прямые указания на сюжет в первом сезоне смысла мало.
Тем не менее мы рискнём.
Люди и оборванные сюжеты
В первом сезоне авторы перевернули исходную концепцию фильма 1973 года, решив показать события с точки зрения роботов. Первый сезон был нужен именно для этого: не только раскрыть внутренний мир машин, но и заставить зрителей почувствовать себя на их месте. Более того, Нолан говорил, что все пять задуманных сезонов построены с учётом этого подхода: начав путь в замкнутом мирке парка, зрители одновременно с роботами будут постепенно познавать окружающую реальность.
Конструкция выглядит изящно, но мы предположим, что она сохранится только в общих чертах. Для создания по-настоящему объёмной картины — а первым сезоном Нолан уже доказал, что к драматургии подходит ответственно, — надо показать и вторую сторону конфликта, то есть уже на новом уровне вернуться к идее 1973 года. «Злобные роботы атакуют невинных людей» — для такого сюжета завязка второго сезона подходит идеально. И действительно: Нолан уже заявил, что в начале сезона хочет чуть-чуть отмотать время назад и показать повседневную жизнь гостей перед началом резни. Заодно «взгляд пользователя» позволит подчеркнуть неизбежные для парка условности и нестыковки, отличающие его игровую реальность от подлинной. Из-за упора на роботов эта благодатная тема не поместилась в первый сезон.
Рискнём предположить, что нас ждёт пополнение в основном актёрском составе. Для стороннего взгляда на парк понадобится парочка обычных гостей — сродни Логану и
Уильяму, но не настолько связанных с предысторией парка. Что ж, если нас ждёт возвращение к сюжету 1973 года — не увидим ли мы и героев, похожих на персонажей Крайтона? Очень и очень вряд ли. Дело в том, что «бывалый ковбой и его стеснительный друг» — это и есть Логан и Уильям, а других интересных характеров в оригинале не было. Другое дело — сиквел 1976 года «Мир будущего», где пронырливый журналист с напарницей приехали в парк, чтобы выяснить настоящие планы компании «Делос». Чем не прототип для пары отличных персонажей с двойным дном?
С посетителями разобрались — перейдём к более информированным персонажам. История охранника Стаббса оборвалась на полуслове, когда в парке на него напало «Племя призраков». Более того: авторы решили подразнить зрителей спойлерами и спрятали на сайте корпорации «Делос» видео с координатами Элси и её голосом. Ролик намекает, что амбициозная сотрудница отдела поведения жива — не то Бернарду не хватило духа выполнить приказ, не то он забыл удостовериться, надёжно ли придушил любознательную коллегу.
Стаббс и Элси — это готовый актёрский ансамбль, тем более что в прошлом им уже доводилось вдвоём бродить по парку. Можно cчитать, что одну сюжетную линию сиквела мы знаем: нас ждёт история в духе «Парка юрского периода» про двух сотрудников «Делоса», которые пытаются выжить среди враждебных джунглей во время восстания машин. Средства связи наверняка не работают, из оружия один пистолет Стаббса (да и тот закатился в траву) — в общем, захватывающий триллер обеспечен. Зато как только они доберутся до «цивилизации», у руководства начнутся проблемы: Элси успела узнать немало секретов.
Наконец, больше всех знают члены Совета директоров: Уильям и Шарлотта. Следить за ними будет особенно интересно, ведь им известна почти вся подноготная корпорации «Делос», но они уже не могут помешать Форду. Более того: если историю Уильяма мы теперь знаем во всех подробностях, то Шарлотта ещё таит немало загадок. Сейчас большинство фанатов-теоретиков предполагает, что ребёнок Арнольда — «Чарли» — мог быть девочкой, а её смерть от болезни — это искусственное воспоминание Бернарда. Теперь же наследница Арнольда вернулась в парк, чтобы не то узнать подробности об исчезновении отца, не то исполнить его старые замыслы.