Магазины и кафе смогут заработать на экономии
Правительство решило платить мелким потребителям электричества — магазинам, кафе и т.п. — за снижение нагрузки на сеть в пиковые часы. Для крупных компаний эта схема работает с 2017 года, но воспользовались ею только заводы Rusal.
Альтернатива дорогим электростанциям
Правительство разрешило мелким потребителям — магазинам, кафе, сотовым вышкам и небольшим предприятиям — получать компенсацию за снижение потребления электроэнергии в пиковые часы. Соответствующее постановление премьер-министр Дмитрий Медведев подписал 20 марта (его копия есть у РБК).
Такое управление потреблением электроэнергии называется demand response (управление спросом на электроэнергию).
Снижение потребления используется как альтернатива строительству новых электростанций или как способ отказаться от так называемой дорогой пиковой генерации — энергоблоков, которые нужны энергосистеме несколько часов в год и за обслуживание которых потребителям приходится платить все 12 месяцев, сказал РБК директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Таким образом, сокращая потребление электроэнергии в пиковые часы, участники demand response снижают и общую цену электроэнергии в стране, уточняет эксперт. Этот механизм также повышает надежность работы энергосистемы, предоставляя диспетчеру энергосистемы — компании «Системный оператор» — дополнительный инструмент регулирования баланса производства и потребления электроэнергии, сказал РБК представитель UC Rusal, чьи заводы уже участвуют в demand response.
В России механизм управляемого потребления работает с 2017 года, но пока участвовать в нем могли только игроки оптового рынка мощности — в основном крупные промышленные предприятия. Теперь правительство предоставит такую возможность и мелким потребителям, которые не являются игроками оптового рынка, а платят за электроэнергию сбытовым компаниям. Они смогут снижать потребление с середины 2019 года, за этот год объем максимальной разгрузки составит 50 МВт, говорится в постановлении Медведева.Это всего 0,025% мощности, которую потребляют розничные покупатели электроэнергии, говорит старший консультант Vygon Consulting Николай Посыпанко. Но с учетом относительно низкой популярности механизма этого объема на первый год вполне достаточно, добавляет эксперт.