«Любой творческий образ, любая идея имеет материальное выражение»
Министр культуры Владимир Мединский в прямом эфире ответил на вопросы читателей РБК. Главное из беседы — в обзоре РБК
О качестве российского кино
«Как зритель я могу быть безразличен к фильму, доволен или недоволен им. Фильм финансируется вне зависимости от моих эмоций в соответствии с процедурой, установленной законом. <…> Много факторов влияет на то, получает продюсер поддержку на свой фильм или нет. Для того чтобы эта система была максимально открытой, мы придумали беспрецедентную открытую систему господдержки кино, которой нет нигде в мире. Называется система ЕАИС».
<…> Сейчас задача такова, чтобы до конца этого года в системе были не только проекты Фонда кино, но и проекты Министерства культуры. Эта система очень трудно рождалась. У нее защитников в министерстве не было, кроме меня. Все ею недовольны: успешные продюсеры стесняются успеха, неуспешные боятся, что после этого им никто денег не даст, провалившиеся начинают говорить: «Ну как так, творческая неудача, а вы нас тут позорите». Нам важно, чтобы система была максимально открыта, потому что открытость, прозрачность и понятность процедур — это инструмент контроля, в том числе учитывая коррупционные риски».
Почему каждый третий российский фильм не окупает госрасходы на его производство
«Тема отдельного интервью — как строится бюджет фильмов, что значит окупаемость и так далее. К этому не надо подходить поверхностно. Но в целом за последние пять-шесть лет благодаря усилиям Министерства культуры, Фонда кино и правительства произошел рывок в поддержке отечественного кинематографа».
О борьбе с пиратством
«Налаживается борьба с пиратством. Результатом этого является развитие стриминговых платформ, а несколько лет этого даже быть не могло — пиратство убивало все наповал. <…> Государство обязано создавать условия для развития бизнеса, и мы их создаем. Усилия государства по борьбе с пиратством этим интернет-сервисам помогают развиваться. <…> Мы сейчас думаем о том, как мы могли бы поддерживать производство контента в интернете».
О том, почему министерство «раздвигает» премьеры фильмов
«Если несколько однотипных картин заявились на одну дату, мы всегда говорим, чтобы компании договаривались между собой. Если на одну дату заявлено три мультфильма, зритель сходит на один, а остальные останутся в проигрыше. Министерство было вынуждено вмешиваться».
Почему Мединский сравнил Соколова с Джокером
«Я человек прямой и честный, иногда, наверное, слишком часто говорю то, что думаю. Иногда отдельные представители желтой прессы что-то выдергивают из контекста, меняют местами, в печати вообще часто что-то выглядит не так, как в прямой речи. Об этом я сожалею, но не о собственных высказываниях.
<…> Это была публичная лекция (заявления о Джокере и Соколове Мединский сделал на культурном форуме в Петербурге. — РБК), нужно учитывать контекст, что говорилось до и после. Это было не утверждение, а риторический вопрос, адресованный публике, многократно спрашивающей меня и про первого, и про второго. Я хотел дать понять всем, и меня аудитория услышала, что любой творческий образ, любая идея, тем более талантливо исполненная, имеет материальное выражение и может иметь материальные последствия. В 2012 году на одном из показов фильма про Бэтмена один разрисованный юноша убил людей, многих тяжело ранил (в 2012 году житель города Орора, штат Колорадо, Джеймс Холмс пришел на премьеру картины «Темный рыцарь: Возрождение легенды» и убил 12 человек. Холмс был признан вменяемым, он отбывает пожизненное заключение. — РБК). Поэтому, когда мы занимаемся хайпом, скрытым оправданием психа и убийцы, даже вымышленного, нужно быть осторожными. Что же касается чудовищной трагедии, которая произошла в Санкт-Петербурге с сошедшим с ума человеком, это не вопрос к руководству СПбГУ и не к гостям культурного форума. Я, говоря это, хотел показать неуместность вопроса».
«Джокер» — фильм Тодда Филлипса, созданный по мотивам комиксов о Бэтмене, рассказывает историю основного антагониста. В картине он показан как человек с психическим заболеванием, который под влиянием социальных обстоятельств постепенно превращается в Джокера.