Вероника Этро
Креативный директор женской линии Etro приехала в Москву не просто так: вместе с Bosco di Ciliegi Etro празднует юбилей. Мы встретились с Вероникой и хорошенько расспросили ее о том, что общего между 2018-м и 68-м, куда катится современная мода и как в новом мире не сойти с ума.
Пространство бутика Etro в Петровском пассаже превращено в самый настоящий хиппи-рай. Есть смутное ощущение, что, если бы здесь вдруг оказалась Дженис Джоплин, недоумевала бы она первые минуты три — после чего бы освоилась, взяла бокальчик и начала получать удовольствие от происходящего.
Гости фотографируются на фоне стены из цветов, примеряют маски лис и гладят припаркованного у входа крылатого коня. Конь — спокоен и, судя по выражению морды, весьма благодушен: жует губами, вертит палевой мордой по сторонам и с любопытством разглядывает собравшихся. В декоре вокруг то и дело замечаешь фирменный орнамент Etro, пейсли, «индийский огурец»: голубой с серебром, густая, яркая фуксия и нежно-розовый с золотом, изумруд, белый.
У современной модной индустрии крайне сложные и запутанные отношения с цветом, декором — да и вообще гедонизмом. Одежда сейчас становится аскетичнее; в прошлом году фешен-критик газеты New York Times Ванесса Фридман публично заявила, что определяющий тренд десятилетия — именно «скромная мода»: закрытые, не слишком нарядные вещи немарких цветов. В этом что только не усматривают — и «кризис нарядности», и освобождение женщины от необходимости всегда быть красивой. Тем не менее Etro всегда делали и продолжают делать яркие, сложные, щедро украшенные и совершенно богемные по духу вещи — и в таком подходе скрупулезной расслабленности не меньше: это свобода быть собой и ориентироваться в большей степени на ДНК и исторические корни бренда, чем на последние веяния изменчивой индустрии.
«Понимаете, — говорит Вероника Этро, дочь основателя марки Джироламо и креативный директор линии женской одежды, — мода, в принципе, меняется слишком быстро. В девяностые в почете был тот же самый минимализм — а что мы наблюдали в нулевые, вы прекрасно знаете. Предсказать, куда повернет индустрия, — невозможно. К тому же нельзя констатировать, что мода сейчас полностью отказывается от цвета: на тех же стритстайл-фотографиях я вижу довольно много ярких, сложных, интересных сочетаний».
Мы с Вероникой встречаемся на веранде кафе на первом этаже ГУМа; у Вероники длинные, распущенные волосы и разноцветное платье: оранжевые рукава, вкрапления ярко-зеленого и розового, красный воротник. Множество браслетов на запястье. Весь этот образ — совершенно в духе тех коллекций, которые она делает: есть в нем и нарядность, и женственность, и некоторый градус арт-бунтарства.
Вероника продолжает рассуждать о цвете: «Впрочем, недавно мы сделали полностью белую коллекцию — и я скажу вам, что даже белый не так прост, как кажется, там огромный простор для работы. Во-первых, все зависит от того, с какой тканью вы работаете. Хлопок, муслин, саржа — тут везде подходят совсем разные оттенки белого. Можно добавлять в белый разные пигменты. Можно печатать на нем едва заметные принты серебром. В общем, вариантов хватает. Думаю, что я могла бы сделать и коллекцию, которая бы состояла только из черных вещей и ни из чего больше, — и это тоже по духу было бы весьма Etro. Но я слишком люблю цвет — ту силу, ту энергию, которую яркие цвета дают людям. Я бы сказала, что не верю в черно-белый мир, нет».
В этом году Etro исполняется без малого пятьдесят лет; все началось с текстильной мануфактуры, которую в 1968 году унаследовал отец Вероники, Джироламо Этро. Несмотря на все советы продать мануфактуру, любой ценой постараться избавиться от невыгодного предприятия, Джироламо вложил в нее большую часть своих сбережений, устроил фабрике полную перезагрузку — и ведь не прогадал!