В восьмом ряду?
27 марта отмечается Всемирный день театра, и если вам уже мало московских постановок, то отправляйтесь в маленькую, уютную Ригу, давно ставшую одним из главных театральных центров Европы. Тем более что через дорогу от Латвийской национальной оперы гостеприимно распахнул свои двери пятизвездочный Grand Hotel Kempinski Riga.
Помните прекрасный советский фильм «Театр» с Вией Артмане? Эта экранизация одноименного романа британца Сомерсета Моэма снята сорок лет назад Янисом Стрейчем именно на Рижской киностудии. Тонкая, ироничная история блистательной актрисы, переживающей кризис среднего возраста, была разыграна латвийскими актерами столь ярко, что спровоцировала очередную волну интереса к рижской театральной школе. Объективности ради нужно отметить, что волны эти возникали со второй половины XIX века регулярно и не утихли до сих пор. Узнаваемый латвийский стиль сформировался путем наслоения нескольких театральных традиций: немецкой с ее экспрессивностью лиц и гиперболизированностью жестов, среднеевропейской с тяготением к натурализму и символизму и, конечно, российской с ее системами Константина Станиславского и Михаила Чехова. Все это сейчас более чем востребовано на современной сцене. Оставшийся в непридуманном восторге от дебюта Анны Нетребко на подмостках Большого театра Эдуард Дорожкин не даст мне соврать: постановка «Манон Леско» Адольфа Шапиро, в восьмидесятые годы прославившего Рижский ТЮЗ далеко за пределами юношеской аудитории, — товар штучный, с тонким прибалтийским вкусом. Другие громкие латвийские имена, гарантирующие качественное зрелище, — Алвис Херманис, Владислав Наставшев, Валтерс Силис, Карлис Круминьш, Эдмунд Фрейберг, Виестурс Мейкшанс, Дж. Дж. Джилинджер.