Что дозволено льву
Новая коллекция высокого ювелирного искусства Дома Chanel целиком посвящена львам. Разбираемся, откуда явилось Мадемуазель увлечение этими благородными животными (дело не только в астрологии). А еще рассказываем захватывающую историю о том, как Шанель жила в Венеции, знакомилась с Сергеем Дягилевым и справлялась с депрессией.
По утрам на набережной Лидо было шумно: трещали суетливые вапоретто, гортанно перекрикивались гондольеры, вода Венецианской лагуны покрывалась бурунами и билась о пристань. Коко выходила из отеля Danieli, переправлялась через лагуну, спускалась по площади Сан-Марко и начинала прогулку. Правда, в одиночестве она оказывалась редко. Неугомонная чета Сертов преследовала Коко всюду. Хосе, каталонский художник («страшный сибарит» и «обаятельное черноволосое чудовище» — описывала его Шанель), постоянно водил ее по музеям, часами разглагольствовал о тонкостях живописной техники Веронезе и Тинторетто. Мися Серт, подруга Коко («пышная, мягкая, светловолосая, с царственной осанкой и манерой вести себя, страшно разговорчивая, подавляющая всех и все»), знакомила ее с обитателями города на воде. Несколько месяцев назад на автомобиле разбился любовник Коко Артур Кэйпел. Шанель завесила окна черной тканью и перестала выходить из квартиры. А однажды к ней, как снег на голову, явились Серты, началась сутолока, загремели чемоданы, и Коко не заметила, как оказалась на набережной. Ветер сдувал с головы кепи, у ног мерно тарахтел вездесущий вапоретто.
Она неторопливо бродила по кривым венецианским улицам, гуляла вдоль каналов, как-то раз зашла в высокий, печальный готический собор на площади Сан-Поло — Санта-Мария Глориоза дей Фрари. Над алтарем была «Мадонна Пезаро» Тициана. Коко засмотрелась на ярко-красную тунику Мадонны и золотую — апостола Петра. В Венеции от багрянца и золота некуда скрыться: два с половиной века под покровительством Византийской империи дают о себе знать. Это не было похоже ни на мрачный Обазинский приют, где Коко выросла, ни на легкомысленную архитектуру французских курортов, поэтому она смотрела внимательно и запоминала. Мозаики, канделябры, лепнину и, конечно же, львов. Она любила гулять по набережной Arsenale, разглядывать больших античных львов и крылатого с книгой над входом. (Помните «Лагуну» Иосифа Бродского? «Знающий грамоте лев крылатый» — это о нем.) Шанель отличалась большой суеверностью и, будучи Львом по знаку зодиака, всех львов Венеции сразу приняла за своих. И город ответил ей взаимностью. В Венеции Коко избавилась от черной хандры и познакомилась с Дягилевым («Дягом», как его называла Мися), а через Дягилева — со всей труппой «Русского балета» и Стравинским. Справилась с социофобией и начала ходить в кафе Florian, что напротив базилики Сан-Марко, Harry’s bar, где вечерами пил Хемингуэй. Коко, несмотря на славу и признание, была не очень общительна и чувствовала себя не в своей тарелке рядом с аристократами. «Я простая швея, которую богема приглашает на обеды и ужины просто потому, что шьет у меня платья»,