Психология Карьера
Адская работа
Ты идешь в офис как на войну, а коллеги, которым ты не делала ничего плохого, ведут себя как враги? Это похоже на моббинг
Термин «моббинг» в русском языке появился недавно, хотя с этим явлением сталкивались даже наши бабушки. Психологический прессинг в рабочем коллективе, травля со стороны сотрудников – увы, многие знают, что это такое. Так устроена человеческая психика: симпатии и антипатии коллег часто не зависят от нашего профессионализма. Ключевую роль в совместной работе играют личные качества каждого. А ведь мы зачастую проводим на работе гораздо больше времени, чем дома. Поэтому ревность, зависть, ненависть – почти шекспировские страсти! – кипят не на кухнях и в спальнях, а в офисах, на производстве. Как не стать жертвой моббинга? Как выстроить отношения с коллегами? И что делать, если вдруг коллектив отвернулся от тебя? Прежде всего попробуй понять причину такого отношения.
Белая ворона
Ирина – учитель английского языка. Она стажировалась в США, вернувшись домой, вышла замуж за бизнесмена и быстро нашла работу в школе.
Молодая, красивая, ухоженная, не обремененная ни финансовыми, ни семейными проблемами, Ира попала в сплоченный коллектив, в котором преобладали женщины, чья жизнь складывалась не так гладко, как у нее. И хотя сначала ее все приняли хорошо, уже спустя пару месяцев Ира заметила, что многие смотрят на нее с нескрываемой злобой, шушукаются за спиной. «Новая шубка у тебя? – спрашивала мать-одиночка, учительница математики. – А я уже пять лет о новой куртке мечтаю!» – «У Ирины Витальевны муж – богач! – вторила ей физичка. – Ей наших проблем не понять!» А когда на педсовете Ира рассказала о трудностях с некоторыми двоечниками, у заву ча школы неожиданно вырвалось: «Ирина Витальевна, я не понимаю, что вы тут у нас делаете? А зачем вам работа? Вас супруг обеспечивает!» Дошло до того, что многие учителя стали негативно говорить о ней в присутствии учеников. «За что?» – спрашивала себя Ирина, но не находила ответа. А он был на поверхности – элементарная зависть.
Совет:
В любом коллективе опасно выглядеть удачливее других. Лучше соответствовать уровню сотрудников. Если коллеги жалуются на жизнь, не стоит в ответ хвастаться. Выслушай, посочувствуй, по возможности предложи свою помощь. Ведь ничто так не выводит из себя, как чужое счастье! Не выделяйся из толпы. С первых же дней работы постарайся понять и перенять законы, по которым живет твой коллектив, его привычки. И если тебе повезло в жизни больше, чем твоим коллегам, ни в коем случае не демонстрируй это.
Вся правда о золушке
Викторию на работе за глаза называют Золушка. Она ответственная, терпеливая, всегда готова помочь.
В первый же рабочий день Вика сама вызвалась покупать в офис чай и кофе. А когда после обеда встал вопрос, кто уберет со стола, быстро взялась за дело. Так к ее непосредственным обязанностям прибавились еще и обязанности «ответственного за чистоту». Затем на нее незаслуженно накричала руководительница, и Вика молча стерпела, даже попросила прощения. Коллеги вешают на девушку самую трудную работу, сваливают на нее свои ошибки, а она все терпит и молчит.
Совет:
Очень часто жертва моббинга сама провоцирует и поддерживает плохое отношение к себе. Толпа не любит слабаков, которые не могут дать отпор. Если оказалась в подобной ситуации, собери волю в кулак и запрети коллегам эксплуатировать себя. А если это уже произошло, действуй решительно: научись говорить «нет»! Часто способность дать вежливый отказ характеризует человека лучше, чем способность взваливать все на свои плечи.
Правильный ответ мобберам
Итак, ты подвергаешься моббингу. Что предпринять? Определи, кто активно участвует в процессе и кто его возглавляет. Здесь возможны варианты.
Если это руководитель, попытайся наладить контакт с ним, чаще советуйся, спрашивай его «компетентное мнение». Любому начальнику нужны активные исполнители, он задумается, стоит ли тебя прессинговать.
Если это коллеги, которые видят в тебе конкурента, нужно вызвать их на разговор и сказать, что ты не претендуешь на повышение (даже если это не так). Но если выяснится, что тебя не любят за характер, за какие-то личные качества, лучше сменить работу.
А если это подчиненные? При общении с ними старайся не выходить за рамки деловых тем. Постарайся найти нейтрально настроенных людей, которые не любят конфронтации, и сплотить их вокруг себя.
Черно-белая драма
Психологи выделяют «белый» моббинг – скрытое давление. Причем сотрудники уверяют, что они белые и пушистые, просто человек, который чувствует себя жертвой, обидчивый и мнительный. Попавший под прессинг начинает сомневаться в своих профессиональных качествах.
«Черный» моббинг – открытый конфликт. Моббер дает жертве понять, что она чем-то не угодила, и прямо сообщает, что этому сотруднику не место в коллективе. Все остальные коллеги при этом поддерживают обидчика.
Холодный прием
Светлана устроилась работать в большой столичный супермаркет.
Работа и зарплата ее устраивали, но вот с сотрудниками у нее сразу же возникли большие проблемы. Коллеги точно тестировали ее, проверяли. Стоило ей задержаться на минуту или ответить на телефонный звонок в рабочее время, как сразу же подходила начальница и отчитывала ее. Другим сотрудницам позволялось разговаривать между собой, болтать по телефону, пить кофе у прилавка, она же должна была стоять как солдат. Любую ее оплошность коллеги воспринимали как величайший грех. Света стойко сносила все упреки, несмотря на обиду, глотая слезы, улыбалась покупателям и коллегам. И спустя пару месяцев «дедовщина» прекратилась. Рабочий коллектив принял ее в свои ряды.
Совет:
Испытание новенького – этот вид моббинга многим известен с детства. Новый человек в любом коллективе проходит негласную проверку, этот период новичку нужно просто пережить, стиснув зубы. А затем можно выдохнуть и наслаждаться работой и хорошим отношением со стороны коллег. Моббинг похож на психологический вампиризм. Для любого «вампира» важна ответная реакция жертвы – слезы, раздражение. Если ты будешь игнорировать моббинг, то и интерес к тебе быстро остынет. Запасись терпением и не срывайся, не допускай ошибок в работе и будь начеку. Моббинг ни в коем случае не должен сказываться на твоем профессионализме. И не стоит из-за него увольняться. Лучше попробуй изменить отношение к ситуации.
Конкурент не нужен
Ольга пришла на должность руководителя группы в строительную компанию. За плечами у нее был большой опыт в этой сфере.
Со своим первым проектом на новом месте она справилась отлично, и директор на совещании рассыпался в похвалах. Спустя пару месяцев он назвал ее лучшим сотрудником, выписал премию. Ольга работала с удовольствием, с азартом, поначалу не замечая главного: чем лучше она трудится, тем больше ненавидят ее коллеги. Она не любила посиделок в рабочее время, на нерабочие темы ни с кем не говорила. И только когда сотрудники в открытую стали посмеиваться над ней, распускать сплетни и жаловаться начальству, Ольга поняла, что ее выживают. «Почему?» – рыдала она в кабинете директора. Бывалый шеф ответил: «Вы прекрасно работаете, но в условиях жесткой конкурентной борьбы. Вам стоит научиться правильно выстраивать отношения с коллегами!» Ольге пришлось не раз серьезно, откровенно поговорить с сотрудниками. Потом она признавалась, что наладить контакт с ними было куда сложнее, чем выстроить карьеру. Бывает и так: в коллективе все идеально, все поддерживают друг друга. Но однажды директор сообщает, что в связи с кризисом вынужден кого-то уволить. И тут сплоченная команда превращается в волчью стаю. Из друзей коллеги в одночасье превращаются в злейших врагов – конкурентов.
Совет:
Профессиональный успех, благосклонное отношение начальства – все это может вызвать раздражение у менее удачливых сослуживцев. Если это произошло с тобой, попробуй сразу же поговорить с обидчиками. Задай им вопрос в лоб: «Чем я вам не понравилась?» Так ты покажешь, что тебе важно их мнение, что ты готова меняться.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl