Интервью с советской телеведущей Светланой Жильцовой

Караван историйЗнаменитости

Светлана Жильцова: «Мы назвали вашими именами детей», — писали зрители»

«Дорогие Светочка Жильцова и Сашенька Масляков! Поздравляем вас с бракосочетанием. Наконец-то свершилось, мы очень этого ждали!» — письма летели со всех концов страны. Адрес: «Центральное телевидение. КВН».

Беседовала Виктория Катаева

Зрители упорно считали: если мужчина и женщина вместе ведут передачу, значит, и вне телеэкрана они пара. Так молва поженила Анну Шилову и Игоря Кириллова — ведущих «Песни года» и Новогодних огоньков. У нас же с Масляковым вот как получилось. Ассистентом режиссера была Светлана (не помню ее девичью фамилию). Они с Сашей поженились, и супруга взяла фамилию мужа. А я в конце каждой передачи зачитывала имена тех, кто готовил эфир. Звучало «Светлана Маслякова» — дальше, наверное, зрители уже и не слушали. Видят меня, я произношу: «Светлана Маслякова» — ну и сделали выводы. Полетели поздравительные письма. После первого посмеялись, дальше уже не обращали внимания, поскольку писем было очень много. «Мы назвали вашими именами своих детей — Светочка и Сашенька. Любви вам!» — писали нам зрители. Не станешь же всем объяснять, что мы не муж и жена.

Даже Лапин, председатель Гостелерадио СССР, как-то на летучке заметил: «А Жильцова так влюбленно все время глядит на Маслякова». Но я всегда смотрю на собеседника, в том числе и на Сашу. Позже обратила внимание — другие ведущие обращались не столько к партнеру, сколько к зрителям. Стала брать с них пример.

Мало кто помнит, что первой ведущей КВН стала актриса Наталья Защипина. Ее знали по роли в фильме «Жила-была девочка». А у меня тогда сын родился, и я сидела в декретном отпуске. Когда вышла, режиссер Белла Исидоровна Сергее ва посетовала: «Эх, Светка, что ты сделала (мол, зачем родила)? А то вела бы КВН!» Но Наташа неожиданно уехала с театром на гастроли, и Сергеева пригласила меня.

Моим соведущим был Альберт Аксельрод — один из авторов КВН, медик по образованию. Передачу они придумали вместе с журналистом Сергеем Муратовым и инженером Михаилом Яковлевым. Все трое большие умницы, с ними было безумно интересно! В то время существовал телевизор КВН. Название марки авторы обыграли, превратив в «Клуб Веселых и Находчивых», оно прижилось. Примерно через два года основатели передачи ушли. Почему — не знаю.

Масляков тогда учился в МИИТе (Московском институте инженеров транспорта) и ни о каком КВН не помышлял. На роль нового ведущего рассматривали совершенно другого парня, но все же решили взять Сашу. У него очень обаятельная улыбка. Съемки проходили в Телевизионном театре на Яузе, сейчас это ТКЗ «Дворец на Яузе» рядом с метро «Электрозаводская».

Нам писали большие монологи, перед выходом на сцену Масляков стоял с одной стороны кулис, я — с другой, и оба страшно волновались, у меня так просто ноги подкашивались. Программа ведь шла в прямом эфире на всю страну, никаких видеозаписей и монтажей. Смотрели все, даже правительство. Когда победила команда Обнинска, Никита Сергеевич Хрущев воскликнул: «Молодцы, обчане!» Думал, Обнинск — это где-то на Оби. Не знаю, имела ли место история на самом деле, но мне так рассказывали.

Съемки проходили в Телевизионном театре на Яузе

Тексты содержали «кодовые фразы»: после такой-то должна заиграть музыка, после другой — выносят реквизит... Однажды выхожу на сцену и понимаю, что вылетело из головы название следующего конкурса — «музыкальный». Холодея от ужаса, повернулась к Саше:

— Ты, случайно, не помнишь, как называется конкурс?

А съемка уже идет! Саша шепчет:

— Нет, не помню.

Он в общем-то и не должен был знать — это ведь моя часть текста, у него свои слова. Вспомнила слово «музыкальный», объявила. А что дальше, в чем конкурс заключается? Белый лист, провал в памяти! Начала что-то говорить своими словами, но «кодовых фраз», конечно, не произнесла, поэтому музыка не заиграла, реквизит не вынесли. Команды как-то отыграли, сцену покинули под топот собственных ног.

За кулисами меня отпаивали валерьянкой, а Белла Исидоровна ругала помощников. Я подошла, упала перед ней на колени: «Моя вина... Наказывайте. Хоть убейте». Но она уже пар выпустила и никого не убила. Это единственный подобного рода инцидент в моей творческой биографии, когда думала, что умру от ужаса. Сами видите: столько лет прошло — а помню до сих пор. Хотя телезрители, между прочим, даже не заметили накладки, иначе бы непременно написали. Подмечали все!

Ведущим не разрешалось появляться в кадре в брюках — только платье, юбка с блузкой или кофточкой. И тут вошли в моду брючные костюмы. Мне откуда-то привезли кримпленовый темно-коричневый костюмчик, очень стильный. На свой страх и риск вышла в нем в эфир. И получила сотни писем, среди которых оказалось много коллективных примерно такого содержания: «Светлана! Мы считали вас политически и идеологически зрелым человеком, — писали возмущенные работницы завода или фабрики. — Что с вами произошло?!» Они полагали, что появляться в эфире в брюках недопустимо для советского диктора.

С прическами тоже было строго. Волосы либо гладко зачесывали, либо носили на косой или прямой пробор, мужчинам, кстати, не позволялось отпускать бороды и усы. Однажды я сделала стильную челочку, показалось, что мне идет. Вышла в эфир — и через некоторое время снова негодующее письмо, на сей раз от мужчины: «Светлана!!! Что ты сотворила с собой? Я любил тебя. Заслышав знакомый голос с экрана, бежал с кухни и целовал телевизор с твоим изображением. Зачем ты эту челку выстригла? Она не идет тебе ни с какой стороны!» Но чаще я получала письма от зрительниц, просивших прислать выкройку платья или дать адрес мастера, у которого делаю прическу: «Хотим так же, как у вас».

— А как вы — студентка института иностранных языков — оказались на телевидении?

— В институт на имя замдекана как-то прислали письмо с телевидения: мол, нужен переводчик для съемок программы «Россия в луче прожектора». Почему-то хотели студентку именно четвертого курса факультета английского языка. Я как раз училась на четвертом. Это был конец пятидесятых. Телевидение тогда не пользовалось популярностью, поскольку мало у кого вообще в ту пору имелся телевизор. К редкому его обладателю смотреть единственную программу собирались по вечерам чуть ли не всем подъездом.

Честно говоря, замдекана не очень понимала, зачем понадобились студентки. Спустя годы мы встретились и она призналась, что выбирала девочек с красивыми улыбками и зубами, ведь для телевидения это самое главное, как она полагала. Нас, примерно двадцать девушек с курса, сначала отправили на радио — слушали тембр, затем на телевидение. Выбрали меня.

Возможно, благодаря звонкому голосу. Я ведь с четвертого класса занималась в студии художественного слова в городском Дворце пионеров. В пятом доверили приветствовать XI cъезд комсомола в Кремле. Я на трибуне стояла. Поскольку роста небольшого, лишь голова торчала — мне подставили ящичек. Восемь страниц текста пришлось заучить наизусть.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

На страже ее величества На страже ее величества

Вот уже двадцать пять лет Анджела Келли отвечает за гардероб английской королевы

Караван историй
Машины для битья: как американцы используют Машины для битья: как американцы используют

На что идёт армия США, чтобы подготовиться к потенциальному конфликту с Россией

Популярная механика
Анатолий Котенев. Фамильный колодец Анатолий Котенев. Фамильный колодец

После премьеры "Секретного фарватера" письма Анатолию Котеневу приходили мешками

Караван историй
На чистом энтузиазме: как топ-менеджер Warner Brothers построила успешную карьеру в индустрии развлечений На чистом энтузиазме: как топ-менеджер Warner Brothers построила успешную карьеру в индустрии развлечений

Топ-менеджер Warner Brothers: как стать незаменимым специалистом в своем деле

Forbes
Валентина Панина. На чемоданах Валентина Панина. На чемоданах

Валентина Панина на подмостках уже пятьдесят два года

Караван историй
Тайные линии: что скрывает наша кожа Тайные линии: что скрывает наша кожа

Человеческая кожа скрывает сложные узоры линий, о которых вы вряд ли подозревали

Популярная механика
Анна Дубровская: «Справедливости в театре не существует» Анна Дубровская: «Справедливости в театре не существует»

После схода ледника и пропажи съемочной группы мне приснился Бодров...

Караван историй
Создатели Futurology AI — о «Кэти», ботах и том, как спасти бизнес Создатели Futurology AI — о «Кэти», ботах и том, как спасти бизнес

Как «умные» роботы помогут найти работу и победить кибербуллинг

РБК
Голова из телевизора Голова из телевизора

Интервью с владелицей телеканала «Дождь» Натальей Синдеевой

Tatler
Превратить машинное рисование в искусство: как это устроено Превратить машинное рисование в искусство: как это устроено

С рисованием повторяющихся узоров машины успешно справляются без человека

Популярная механика
Верю в любовь Верю в любовь

Марина Зудина – о взаимной любви, которая должна случиться хоть раз в жизни

Домашний Очаг
Факты Факты

Наука в фактах

Naked Science
Hе забывается такое никогда Hе забывается такое никогда

Организаторы светского процесса в двухтысячных делятся подробностями той эпохи

Tatler
Видеочаты: как показать себя с лучшей стороны Видеочаты: как показать себя с лучшей стороны

Общение в формате видео — новая реальность, и к ней приходится адаптироваться

Psychologies
35 лет перестройке: от какого наследства отказался Путин 35 лет перестройке: от какого наследства отказался Путин

В отказе от наследия перестройки кроется возможное поражение Путина

Forbes
Что осталось от малого бизнеса в Ухане после карантина Что осталось от малого бизнеса в Ухане после карантина

После снятия карантина в Ухане открыться смогли только треть малых предприятий

Forbes
Фейковые новости: как мы сеем панику в соцсетях Фейковые новости: как мы сеем панику в соцсетях

Зачем многие так увлеченно сеют панику

Psychologies
«Мы думали, что это всё чепуха»: как выживает в кризис русский малый бизнес за границей «Мы думали, что это всё чепуха»: как выживает в кризис русский малый бизнес за границей

Как владельцы малого бизнеса за границей выживают в условиях жесткого карантина

Forbes
Самые большие сюжетные дыры популярных кинофильмов (30+ примеров) Самые большие сюжетные дыры популярных кинофильмов (30+ примеров)

Сюжетная дыра — не всегда признак халтуры

Maxim
Те же грабли: чем 2020-й будет напоминать начало 1990-х Те же грабли: чем 2020-й будет напоминать начало 1990-х

С такой ситуацией экономика РФ имела дело лишь в 1992-м

Forbes
Лайфхаки от космонавтов: как Гагарин и Леонов справлялись с самоизоляцией Лайфхаки от космонавтов: как Гагарин и Леонов справлялись с самоизоляцией

Чему мы можем поучиться у космонавтов, подводников и полярников?

Psychologies
Алексей Щербаков: «Я злой, хороший, неприятный человек» Алексей Щербаков: «Я злой, хороший, неприятный человек»

Алексей Щербаков о том, изменили ли его деньги, о феминизме и успехе

Esquire
Главный редактор издательства БОМБОРА Рамиль Фасхутдинов: Мы стоим перед угрозой потери всего книжного рынка Главный редактор издательства БОМБОРА Рамиль Фасхутдинов: Мы стоим перед угрозой потери всего книжного рынка

Что происходит на книжном рынке и как выживают книжные магазины

СНОБ
Лестница… не только для рыб Лестница… не только для рыб

Зачем рыбам лестница?

Наука и жизнь
Как перестать спорить с партнером на карантине Как перестать спорить с партнером на карантине

Когда мы проводим вместе день за днем между нами то и дело вспыхивают споры

Psychologies
Колонка: как социальное неравенство разрушило миф об американской мечте Колонка: как социальное неравенство разрушило миф об американской мечте

Что приходит на смену надежде, когда у общества ее больше не остается

Правила жизни
«Бил трубой, она упала». Автомобилист — о том, как крошил треноги «Бил трубой, она упала». Автомобилист — о том, как крошил треноги

После домашней разборки водитель выехал на дорогу и решил отомстить камерам

РБК
Чем дальше в лес Чем дальше в лес

Деревянные небоскребы и другие способы сделать архитектуру экологичной

AD
Основатель Suitsupply — о первом костюме, правильной цене и женской моде Основатель Suitsupply — о первом костюме, правильной цене и женской моде

Фокке де Йонг — о том, как бренду удается держать приемлемые цены

РБК
Гордо реет Гордо реет

В интерьере этого дома задействованы реечные панели, имитирующие фактуру фасада

AD
Открыть в приложении