Дочь актрисы Нины Руслановой рассказывает о своей маме и ее пути в кино

Караван историйРепортаж

Олеся Рудакова: «Когда мама узнала, что в «Лапшине» будет играть Андрей Миронов, отказалась сниматься»

К сожалению, мы начинаем понимать родителей, только когда появляются собственные дети. И никак не раньше. С рождением ребенка овладевает панический страх его потерять. И этот страх живет с тобой всю жизнь... Я поумнела, когда у самой родился сын. Помню, однажды подошла к маме и сказала: «Прости за все...».

Беседовала Ирина Зайчик

Кто были мамины родители — неизвестно. Ее нашли восьмимесячной на сельском полустанке под Харьковом и определили в дом малютки. Это случилось в декабре 1945-го, детей постоянно перемещали с места на место, так что мама поменяла шесть детских домов. Имя и фамилию ей выбрали воспитатели. Мама еще совсем крохой обожала петь и выступать, и воспитательница, подумав, сказала: «А запишу-ка я тебя Руслановой. Будешь артисткой, как она».

Так и оформили в документах — Нина Русланова. Отчество дали Ивановна, что неудивительно — у найденышей военной поры выбор был небольшим: или Ивановна, или Петровна. А вот день рождения мама выбрала сама — пятое декабря. Ей очень понравилась картинка в настенном календаре: мужчина несет ребенка с флажками и воздушными шариками. Это был «красный день календаря» — день сталинской конституции.

Детский дом не был для мамы подарком, наверное поэтому она так не любит вспоминать о детстве. Ей постоянно доставалось за то, что светленькая. Однажды воспитательница, глядя на ее золотистые волосы, вдруг сказала: «А ты у нас, видно, немка». С тех пор дети обзывали ее и жестоко били.

Детство — мамина тайна, куда она до сих пор никого не впускает. Это раз и навсегда закрытая тема, и никто из нас — ни я, ни папа — не пытался туда соваться. У мамы даже подруг той поры не осталось, она никогда не ездила на родину — в Богодухов, где ее нашли, по этому я никогда не задавала вопросов: кто мои дедушка и бабушка? В нашем доме изначально не было секретом, что мама росла в детском доме. Она любила петь одну шутливую частушку: «Я не папина, я не мамина, я на улице росла, меня курица снесла...»

Не могу сказать, что у меня маленькой ее детдомовское прошлое вызывало какие-то эмоции. Я родилась с этой данностью и считала, что один дедушка и одна бабушка — вполне нормально, так и должно быть.

А вот о том, как, окончив восьмилетку, пошла учиться на маляра-штукатура, мама рассказывает с удовольствием. Ее распределили на стройку, где она проработала целый год, дали комнату в общаге. Между прочим, навыки маляра маме пригодились позже в кино — она так мастерски красила стены в картине Киры Муратовой «Познавая белый свет», что ей и дублера не понадобилось.

Но мечта стать артисткой — даром, что ли, Русланова?! — все же взяла верх. Мама поступила в Харьковский театральный институт. На втором курсе по друга посоветовала: «Тебе бы в Москву» — и мама поехала поступать в столицу. С этого момента дверь в мамино прошлое закрылась и никогда больше не открывалась. Ее жизнь в Харькове и жизнь в Москве — две абсолютно разные вещи.

Это совсем не значит, что Нина Русланова скрывала свои украинские корни, наоборот, даже гордилась ими. И хотя ей несколько раз паспортистки предлагали: «Давайте вместо Богодухов напишем Москва, вы ведь уже все равно москвичка» — мама отказывалась. У нее даже некоторые привычки детства сохранились: например мама частенько в обиходе употребляет украинские слова, любит готовить вареники, борщ — жирный и густой, чтобы ложка стояла, картошку, жаренную на шкварочках. На кухне всегда висит заплетенный в косу лук, который мама по традиции покупает на зиму, на дачном участке растет «цыбуля», а вокруг грядок — традиционный забор из веточек. А как она поет украинские песни!

С Петром Вельяминовым в фильме «Тени исчезают в полдень»

С сильным украинским акцентом маме в Москве пришлось отчаянно бороться. Ночи напролет сидела и бубнила специальные упражнения, а в Щукинское училище попала совершенно случайно, на добор... мальчиков. Вера Константиновна Львова, замечательный педагог и чудесный человек, настояла на том, чтобы место дефицитных мальчиков заняла Русланова, — так ей понравилась абитуриентка из провинции. В общежитии училища мама долго спала на раскладушке, после лекций подрабатывала в соседней поликлинике уборщицей. Она была старше многих однокурсников, ей уже исполнилось двадцать три, когда переехала в Москву. Курс подобрался талантливый: Володя Качан, Леня Филатов, Саша Кайдановский, Борис Галкин, Иван Дыховичный... И все дружили.

— Слышала, что Нина Ивановна дружила всю жизнь с Кайдановским.

— Каин, как его звали друзья, ее очень жалел, потому что сам, когда разошлись его родители, месяц провел в детдоме и знал, каково это. Мама рассказывает, что однажды Кайдановский пришел к ней в общежитие и предложил:

— Нина, давай я буду твоим братом.

— Как это? По суду, что ли?

Он рассердился:

— По какому суду? Давай порежем себе руки, сольем кровь в чашку и выпьем. И будем кровными родственниками.

Саша был начитанным человеком, видимо, где-то в умных книжках и почерпнул. После ритуала братания Кайдановский всегда за маму заступался.

У них на курсе учились невероятно красивые девушки. Все они играли рабынь в знаменитом вахтанговском спектакле «Принцесса Турандот». Мама на их фоне выглядела серой мышкой. И вдруг Кайдановский — дело было на первом курсе — подходит к ней с предложением:

— Хочу сделать отрывок из «Гамлета». Можешь сыграть Гертруду?

Мама обалдела:

— Ну какая из меня Гертруда? Посмотри на мои крестьянские руки. Я же штукатур!

Саша стоит на своем:

— В тебе есть что-то королевское.

И они сыграли отрывок из «Гамлета». Все потом восхищались: «Как Кайдановский Русланову открыл!»

Щукинцы часто выступали с шефскими концертами. Однажды мамин курс показывал спектакль на сцене актового зала МГУ. Там и познакомились мои родители. Геннадий Рудаков учился в МГУ на физико-математическом факультете. Он как увидел маму на сцене, так сразу и влюбился. Мама была беленькой, худющей, просто ходячий дистрофик, папа — еще худее. Представляете, какая прекрасная парочка получилась?! Помню, лет в четырнадцать я не могла влезть в мамину юбку, которую она носила в двадцать пять. Завидовала ей черной завистью.

Я очень люблю папу, но красавцем назвать его не могу. Он скорее обаятельный. На мой взгляд, в мужчине самое сексуальное — мозги, наверное, этим он маму и взял. Зная папу, думаю, что ухаживал он красиво. Всегда на Восьмое марта дарил букетики мимозы не только маме, но и мне, трехлетней девочке. С тех самых пор убеждена: мой папа — самый галантный мужчина на свете!

Родители поженились через год после знакомства. Мама не стала менять фамилию, осталась Руслановой. Она всегда гордилась тем, что ее назвали в честь великой певицы. Но думаю, какую фамилию ей бы ни дали, она все равно не сломалась бы и вытащила себя. Мама — гениальная актриса и очень сильный человек.

У родителей был типичный студенческий брак. Молодоженов вначале приютила мамин педагог Вера Константиновна, потом они снимали квартиру, точнее угол, ну а после довольно долго жили в общежитии Вахтанговского театра, в труппу которого маму приняли после окончания училища.

Естественно, как полагается, папа повез молодую жену знакомить с родней в Гродно. Родители отца не то чтобы категорически не принимали невестку, но и особой любви к ней не питали. Видимо, мечтали о другой избраннице для единственного сына. У мамы непростой характер, вдобавок она очень обидчивая. Когда папа в первый раз привез ее в Белоруссию, ей не понравилось, как встретила свекровь, она взяла и... демонстративно ушла из дома. Маму чуть ли не сутки искало полгорода. Причем свекровь ничего обидного ей не сказала. Бабушка была очень худой, высокой, с колкими чертами лица и пронзительными глазами, в которые достаточно было просто посмотреть, чтобы все, что нужно, там прочитать. Вот мама и прочитала...

В «Афоне» с Леонидом Куравлевым и Евгением Леоновым

Она и потом не раз из их дома уходила. Как-то рассердилась, что свекровь наводила порядок в шкафу и переложила ее вещи с полки. Мама взвилась — и за дверь! Об их натянутых отношениях я узнавала из каких-то обрывков разговоров, взрослые старались оградить меня от семейных разборок.

С первого дня свекровь и невестка невзлюбили друг друга. Но при этом держали нейтралитет, не помню, чтобы говорили друг о друге плохо. До сих пор не пойму, что же бабушке в маме так не понравилось? Худенькая, светленькая, ясноглазая, вроде все при ней. Но это для бабушки было неважно. Она не могла смириться с профессией избранницы сына. Артистка — это клеймо! Они же, артистки, все изначально легкомысленные.

Даже прабабушка, бывшая партизанка и убежденная коммунистка-патриотка, мне постоянно сурово выговаривала: «Олеся, ты плохая девочка, потому что у тебя мама — актриса! А вот папа — хороший, он получил всего раз в жизни кол по поведению». Я это слышала с трех лет, ведь меня каждое лето отвозили в Белоруссию. Вот так и жили...

Тем не менее лето у дедушки с бабушкой было прекрасным. Я обожала собирать грибы. Маслят в Белоруссии было море. С увлечением ловила жуков и бабочек, из листьев делала гербарий.

Я там, кстати, и родилась. Мама забеременела поздно, в тридцать три года. Московские врачи категорически запретили ей рожать из-за врожденного порока сердца и сразу же предупредили: в критический момент будут спасать мать, а не ребенка. Белорусские бабушка с дедушкой жили на одной лестничной площадке с врачами. Соседи и на шли акушера, который рискнул принять сложные роды.

Да и с именем у меня непростая история — их... целых три. Мама назвала Олесей. Когда родители уже в Москве пошли регистрировать дочку, в ЗАГСе отказались записывать в метрике ребенка Олесей — оказывается, такого имени не существует в русском языке. Растерявшиеся папа с мамой взамен согласились на первое же пришедшее на ум — Ольга.

То, что меня зовут Олей, я узнала классе в четвертом. В поликлинике в медкарточке я ведь значилась Олесей, и в школьном журнале тоже. А когда меня крестили, батюшка сказал: «Имени Олеся в святцах нет... значит, будет Ксенией!» Так что я — Ольга, Олеся и Ксения.

Но дома и по сей день меня никто не зовет Олей. Ольга для меня — злое имя. Если вдруг мама звенящим голосом зовет: «Оля!!!», значит, я сильно набедокурила и нужно, пока не поздно, бежать прочь сломя голову.

— Родители вас воспитывали в строгости?

— Спасало то, что оба были очень заняты. Мама играла в Театре имени Вахтангова. Папа трудился на почтовом ящике, потом в структурах Министерства геологии, пока с друзьями не создал бизнес. Он не гнушался никакой работой, спокойно мог по ночам разгружать вагоны. Прекрасно помню, как ждала, когда папа утром вернется и принесет ананас. Мне, маленькой, казалось, что разгружать вагоны — это нечто сказочное, раз за это дают диковинное лакомство. Тогда впрок закупали зеленые бананы, мама хранила их в шкафу, чтобы дозрели в темноте. Но бананы не успевали дозреть — я их тайком съедала зелеными.

В стране царила эпоха дефицита: все решали не деньги, а связи — а связи давала известность. За плечами у мамы уже были «Короткие встречи» Киры Муратовой. Правда о том, что она там снялась, никто не знал — фильм двадцать лет пролежал на полке.

Зато когда на экраны вышел многосерийный фильм «Цыган», маму стали узнавать зрители. И не просто узнавать! Однажды в Ростове цыганский табор даже пронес на руках несколько метров машину, в которой сидела Нина Русланова. Но она, надо сказать, не жаловала свою роль в этой картине и старалась о ней не вспоминать. Я же этот фильм просто невзлюбила! Мне вслед долго кричали: «А-а-а, ты дочка Катьки-аэропорт!» Это практически звучало как дочь проститутки.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Заголовок: Лина Миримская. Не как все Заголовок: Лина Миримская. Не как все

Актриса Лина Миримская о внутренней природе на съемках

Коллекция. Караван историй
Бич цифрового общества: как нас всех поразил страх упущенных возможностей и что с этим делать Бич цифрового общества: как нас всех поразил страх упущенных возможностей и что с этим делать

Страх упущенных возможностей — бич цифрового общества, приводящий к стрессу

Forbes
Планета по имени Агния Планета по имени Агния

Далеко-далеко парит маленькая планета под номером 2279 и под названием Барто

Караван историй
Как детская сказка управляет взрослой жизнью Как детская сказка управляет взрослой жизнью

Как сказочные сюжеты могут «заколдовать» нас и заставить действовать по схеме

Psychologies
Валерий и Виола Сюткины: «Мы не идеальная, но... классная парочка!» Валерий и Виола Сюткины: «Мы не идеальная, но... классная парочка!»

Семейную жизнь Валерия и Виолы Сюткиных безоблачной не назовешь

Караван историй
«Хам забрал чужую невесту!»: Яна Поплавская разозлилась на героя «Иронии судьбы» «Хам забрал чужую невесту!»: Яна Поплавская разозлилась на героя «Иронии судьбы»

Яна Поплавская кардинально изменила свое мнение о культовой новогодней комедии

Cosmopolitan
Страна 30 Страна 30

Esquire публикует новый рассказ писателя Алексея Сальникова – «Страна 30»

Esquire
Product Hunt: как из почтовой рассылки выросла платформа для новых продуктов Product Hunt: как из почтовой рассылки выросла платформа для новых продуктов

История бизнеса Product Hunt и его создателя Райана Хувера

VC.RU
Как повысить самооценку и обрести уверенность? 11 советов психолога Как повысить самооценку и обрести уверенность? 11 советов психолога

Заниженная самооценка мешает нам строить здоровые отношения и карьеру

Psychologies
Видимые-невидимые - 2 метода коррекции прикуса: брекеты или элайнеры? Видимые-невидимые - 2 метода коррекции прикуса: брекеты или элайнеры?

Что лучше для исправления прикуса — традиции или современные технологии

Cosmopolitan
Пирамида маслом Пирамида маслом

Как выглядели последние годы Сергея Мавроди

Esquire
Юрий Беккер: Свидетели самоизоляции Юрий Беккер: Свидетели самоизоляции

Отрывок из книги Юрия Беккера «Свидетели самоизоляции» о буднях людей в локдауне

СНОБ
«Мы отстаем от Netflix на годы»: онлайн-кинотеатры пожаловались на зарегулированность отрасли «Мы отстаем от Netflix на годы»: онлайн-кинотеатры пожаловались на зарегулированность отрасли

Российские онлайн-кинотеатры излишне зарегулированы в отличие от иностранных

Forbes
Как избежать сухой кожи зимой: 5 лучших советов для мужчин Как избежать сухой кожи зимой: 5 лучших советов для мужчин

Мы знаем, что сухая кожа зимой — это очень неприятно

Playboy
Геном австралийского рогозуба рассказал о ранних этапах эволюции четвероногих Геном австралийского рогозуба рассказал о ранних этапах эволюции четвероногих

У рогозуба есть много генетических особенностей, облегчающих выход на сушу

N+1
Скромная месть: автор «Убивая Еву» сняла фильм о девушке, пытающейся наказать насильников подруги Скромная месть: автор «Убивая Еву» сняла фильм о девушке, пытающейся наказать насильников подруги

«Девушка, подающая надежды» — гендерный дискурс в оболочке комедийного триллера

Forbes
Что такое эссенциализм и как жить в согласии со своими целями Что такое эссенциализм и как жить в согласии со своими целями

Отрывок из книги Грега Маккеона «Путь к простоте»

РБК
Обзор игровой гарнитуры Razer BlackShark V2 Pro: теперь без проводов Обзор игровой гарнитуры Razer BlackShark V2 Pro: теперь без проводов

Подробный обзор беспроводной гарнитуры для геймеров BlackShark V2

CHIP
Каталог проституток Эдинбурга XVIII века, который написал редактор «Британники» Каталог проституток Эдинбурга XVIII века, который написал редактор «Британники»

Каталог проституток под названием «Беспристрастный список дам для удовольствия»

Maxim
Как быстро заработать на книжке-игрушке Как быстро заработать на книжке-игрушке

Издательство «Аль Пако» претендует на лидерство в сегменте детских книг

Эксперт
Проснись и спи. Как высыпаться за 4 часа в сутки Проснись и спи. Как высыпаться за 4 часа в сутки

Что такое полифазный сон и почему спать один раз в сутки вредно

Maxim
Случайная стандартизация при литье превратила бронзовые кольца в раннюю форму денег в Европе Случайная стандартизация при литье превратила бронзовые кольца в раннюю форму денег в Европе

Европейцы бронзового века использовали слитки из бронзы в качестве денег

N+1
Познай свою обувь. Как ботинки влияют на твое здоровье, а твой характер — на ботинки Познай свою обувь. Как ботинки влияют на твое здоровье, а твой характер — на ботинки

Какими бы удобными ни казались ботинки, они будут влиять на твое здоровье

Maxim
Стыд и срам. Миф о женской моногамности Стыд и срам. Миф о женской моногамности

Чем отличается мужская и женская сексуальность?

СНОБ
Как избавиться от зимней тоски Как избавиться от зимней тоски

Методы скандинавов и японских макак помогут справиться с зимней тоской

Reminder
Вы ребенок токсичных родителей? Разрешите себе злиться на них Вы ребенок токсичных родителей? Разрешите себе злиться на них

Нам необходимо быть в контакте со своими эмоциями, чтобы сохранить самих себя

Psychologies
5 блюд и напитков, изобретенных случайно 5 блюд и напитков, изобретенных случайно

Блюда, которые получились не благодаря, а вопреки усилиям их авторов

Maxim
«Не простила мать и не хочу за ней ухаживать»: история двух сестер «Не простила мать и не хочу за ней ухаживать»: история двух сестер

У наших героинь оказались разные воспоминания и о своем детстве, и о матери

Psychologies
Защитный кошелек: почему инвесторы полюбили биткоин Защитный кошелек: почему инвесторы полюбили биткоин

Из-за низких ставок, политической нестабильности инвесторы обратились к биткоину

Forbes
«Феминизм — удел некрасивых»: почему Оксана Акиньшина не права «Феминизм — удел некрасивых»: почему Оксана Акиньшина не права

Неправильный взгляд на феминизм на примере Оксаны Акиньшиной

Cosmopolitan
Открыть в приложении