Кантемир Балагов: "Уверен, что мои амбиции меня когда-нибудь погубят"

В прокат выходит фильм «Дылда» — вторая работа Кантемира Балагова

EsquireЗнаменитости

Кантемир Балагов: "Уверен, что мои амбиции меня когда-нибудь погубят"

В прокат выходит фильм «Дылда» — вторая работа молодого режиссера из Кабардино-Балкарии Кантемира Балагова. В Каннах ее наградили сразу двумя призами, в том числе за лучшую режиссуру в секции «Особый взгляд». Esquire встретился с режиссером на «Кинотавре», чтобы узнать, зачем ему понадобилось погружаться в историю Второй мировой и как преодолеть «синдром второго фильма».

Егор Москвитин

Фотограф: Надежда Вознесенская

Скажи, а имя главной героини “Дылды” Ия — это отсылка к Ие Саввиной, которая сыграла в экранизации “Кроткой” Достоевского? Вообще ты быстро даешь героям имена или ждешь, пока они подрастут?

На самом деле, это совпадение. Ию вообще должны были звать Дуней. Но чем дальше я разрабатывал историю, тем больше понимал, что имя Дуня ей, во-первых, сильно не идет, а во-вторых, хотелось какого-то короткого имени для длинной-длинной девочки. А потом Кира Коваленко (режиссер, выпускница студии Александра Сокурова в Нальчике. — Esquire) показала актрису того времени из СССР, которую звали тоже Ия. И это как раз-таки была Ия Саввина, которая и сыграла в “Кроткой”.

Мне запомнились твои слова, что «в кино очень важна травма». У тебя была травма, которая для тебя стала триггером творить? Или ты, наоборот, потянулся к искусству, потому что понял, что живешь без травм?

Скорее первое: травма побуждает меня работать в кино. Если у меня не будет никакой рефлексии на травму, то и кино ведь не будет. Порой я даже специально культивирую в себе эту рефлексию, смотрю репортажи про Беслан, про Нальчик, про “Норд-Ост” или какие-то другие конфликты, не имеющие отношения к России. Очень часто пересматриваю чеченские военные хроники. Мне кажется, для художника важна вот эта культивация рефлексии на травму.

А когда героиня трижды за фильм говорит: “Внутри я пустая” — это отражение твоих собственных страхов быть поверхностным?

Да, конечно. Потому что я с ужасом представляю тот день, когда мне нечего будет сказать или когда мне не на что будет реагировать.

Скажи, когда ты был дальше от зоны комфорта: до выхода “Тесноты” (дебютный фильм Балагова, получивший в Каннах приз от ФИПРЕССИ. — Esquire) или после?

Это сложный вопрос. Потому что я помню свое эмоциональное состояние до “Тесноты”, и оно было отвратительным. Если говорить с человеческой точки зрения, то, конечно, до “Тесноты” мне было намного тяжелее, намного тяжелее. Но если говорить с точки зрения профессиональной, то “Дылда” стала гораздо большим испытанием для меня, потому что это и сюжет про 1945 год, и страх, что ничего нового мы не скажем — столько всего снято. Это было испытанием. Ну и этот знаменитый синдром второго фильма, боязнь, что в первый раз мне просто повезло.

А выбор времени и места действия фильма — это сознательное желание разрушить монополию “старших” на эту тему? Потому что молодые про Великую Отечественную, вообще говоря, не снимают.

Знаешь, это было не сознательно, это было эмоциональное желание, мотивированное чем-то внутренним. Мы даже думали с Александром Ефимовичем (Роднянским. — Esquire) по поводу того, не стоит ли перенести эту историю в современность, не придаст ли это ей плюсы. Но чем дольше мы обсуждали, тем больше мы понимали, что эта история имеет художественную ценность именно в это время. Потому что, во-первых, Вторая мировая война — это самое трагичное для советских граждан и для всего человечества время. В ней участвовало огромное количество женщин, истории которых не рассказаны. А медицина в то время была совершенно другой, и она заставляла людей верить скорее в чудо, чем в науку. И все это было очень важно для мотивации героини.

Катемир Балагов и Александр Роднянский. Фотограф: Надежда Вознесенская

Сейчас мы перейдем к одной твоей шутке, но сначала серьезный вопрос. Может, ты не согласишься со мной, но знаешь, чего почти нет в фильмах учеников мастерской Сокурова, хотя это есть у него самого? Юмора. Почему?

Ой, у Сокурова везде юмор. Я недавно смотрел “Круг второй” — и это самое смешное кино, которое я у него видел. А что до нас, то мы, кажется, просто не умеем пока. Рассмешить человека сложнее, чем заставить его сострадать.

А ты бы хотел сделать комедийный фильм?

Конечно. Ну не то чтобы чисто комедийный, но я хочу, чтобы люди смеялись. Хотя по реакции на “Дылду” и в Каннах, и на “Кинотавре” я заметил, что зрители смеялись больше над какими-то вещами. И для меня это хороший знак, потому что это значит, что я начинаю нащупывать комическое в накаленных драматических ситуациях. Мне не нужен смех ради смеха, но я хочу натренировать себя находить в серьезных историях нюансы, которые заставят людей смеяться. Это очень тонкая работа, которой я пока, к сожалению, не владею.

Так вот, о твоей шутке. На фото в каталоге Каннского кинофестиваля ты в толстовке, на которой написано “Иди на х**”. Как так получилось?

Ну была фотосессия. И вот она там оказалась. (Смеется.) Больше тебе скажу: это худи — подарок Александра Роднянского по случаю окончания съемок. Я даже думал, что это его послание мне. Шучу, на самом деле просто люди хотели сделать мне приятное и подарили худи моего любимого бренда (речь о худи Vetements. — Esquire). Если бы не они, я бы сам его заказал. И это, конечно, не бессмысленная фотография, а безусловный посыл. Но я хочу оставить при себе, для кого этот посыл.

А твоя команда — Роднянский, “Нон-Стоп Продакшн” — знали, что так будет, или увидели это уже в каталоге?

Их представители были во время фотосессии, так что да, знали.

Была какая-то реакция на эту шутку от иностранцев?

Нет, вообще нет.

А вообще в этом году в Каннах были такие же поразительные встречи, как с Бенисио Дель Торо в прошлый раз?

Слушай, нет. Но я тут недавно узнал, что Изабель Юппер очень понравилась “Теснота”. “Дылду” она не видела, а вот от Тесноты” в восторге. Я бы с удовольствием с ней поработал. У меня вообще есть это дикое желание привезти какую-нибудь европейскую или американскую знаменитость на Кавказ, чтобы сделать с ней кино именно в рамках кавказской среды. Но сначала надо придумать историю, чтобы это выглядело органично — а не так, чтобы Роберт Паттинсон играл кабардинца.

Кстати, он любит фильм “Брат”.

“Брат”?

Да.

Ух ты. Я вообще, кстати, заметил, что он проводит очень серьезный “рисерч” рынка авторского кино. Очень крутой чувак, я бы с ним с удовольствием поработал.

Ты в каком-то смысле как Ксавье Долан: каждый фильм — про мать.

Да, это так. (Смеется.)

В твоих отношениях с родителями что-то изменилось после выхода фильмов?

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Абрахам-Луи Бреге – человек, который изобрел наручные часы Абрахам-Луи Бреге – человек, который изобрел наручные часы

Абрахам-Луи Бреге создал большую часть усложнений и функций часов

GQ, июль'19
Светлана Капанина: «Неталантливых людей не бывает» Светлана Капанина: «Неталантливых людей не бывает»

Сейчас уже сложно кого-то удивить женщиной в «мужской» профессии

Psychologies, июль'19
Трихолог — о выпадении волос, правильном уходе и плазмотерапии Трихолог — о выпадении волос, правильном уходе и плазмотерапии

Как избежать проблем с волосами и какие факторы влияют на их здоровье

РБК, июль'19
Между заморозкой и легкой оттепелью Между заморозкой и легкой оттепелью

Два сценария продления соглашения между странами ОПЕК+

РБК, июль'19
Алкогений: Раймонд Чандлер Алкогений: Раймонд Чандлер

«Когда я пьян, от меня пахнет дохлыми жабами»

Maxim, июль'19
Паспортный интерес Паспортный интерес

Чем отличаются концепции выпуска электронных удостоверений личности

РБК, июль'19
ESforce усиливается ненасильственным путем ESforce усиливается ненасильственным путем

Mail.ru Group расширяет активы в сфере киберспорта

РБК, июль'19
Как не стоит носить головные уборы Как не стоит носить головные уборы

Учимся на ошибках героев стритстайла

GQ, июль'19
«Ювелиры гранят алмазы, а мы – свой голос»: оперные певцы поздравляют Damiani с юбилеем «Ювелиры гранят алмазы, а мы – свой голос»: оперные певцы поздравляют Damiani с юбилеем

Что общего между ювелирным и оперным искусством

GQ, июль'19
Как набрать силу бойца UFC: основные принципы тренировок Как набрать силу бойца UFC: основные принципы тренировок

Накачай убийственную мощь и нарасти 5 кг мышц по нашей программе тренировки

Men’s Health, июль'19
8 функций Яндекс.Почты, о которых ты скорее всего не знаешь 8 функций Яндекс.Почты, о которых ты скорее всего не знаешь

Изобретатели порой делают удобные и привычные вещи еще удобнее. Например почту

Maxim, июль'19
Женщины рассказали, чего они ждут от мужчин на свиданиях и в постели после Женщины рассказали, чего они ждут от мужчин на свиданиях и в постели после

Женщины рассказали о том, какие вещи будоражат их на свиданиях и в постели

Men’s Health, июль'19
Жизни подводников унес огонь Жизни подводников унес огонь

В результате ЧП на Северном флоте погибли 14 военных моряков

РБК, июль'19
5 фактов о «Фольксваген-Гольф», о которых ты вряд ли знал 5 фактов о «Фольксваген-Гольф», о которых ты вряд ли знал

«Фольксваген-Гольф» полон сюрпризов и открытий

Maxim, июль'19
Том Холланд: почему нового Человека-паука полюбил весь мир Том Холланд: почему нового Человека-паука полюбил весь мир

В прокат вышел новый фильм о приключениях Человека-паука «Вдали от дома»

РБК, июль'19
Диктатура платформ Диктатура платформ

Интернет-компании все чаще выбирают за нас, что читать, кому верить и как жить

Эксперт, июль'19
Немецкие цеппелины над Эрмитажем Немецкие цеппелины над Эрмитажем

Очень интересную, необычную роль играл Императорский Эрмитаж в жизни тыла

Дилетант, июль'19
Без труда Без труда

Мы нашли шесть убедительных аргументов, доказывающих, что лень — это прекрасно

Добрые советы, июль'19
Великое в малом Великое в малом

Мы побывали в старинных маленьких городах, о которых не пишут в путеводителях

Лиза, июль'19
Стейк как искусство Стейк как искусство

Где и как производит говядину «Мираторг»

Огонёк, июль'19
«Бедность — угроза качеству экономического роста» «Бедность — угроза качеству экономического роста»

Лилия Овчарова о том, что будет с нашей экономикой, если с бедностью не бороться

Эксперт, июль'19
Яхты Яхты

Смелая архитектура, технические находки и новая эстетика

Robb Report, июль'19
Повелитель Мухин Повелитель Мухин

GQ поговорил с Владимиром Мухиным, шеф-поваром White Rabbit

GQ, июль'19
#ктокроменас #ктокроменас

Командование операцией по спасению планеты принял на себя общепит

Собака.ru, июль'19
Научные революционеры Научные революционеры

Семь современных ученых, бросивших вызов общепринятым теориям

Русский репортер, июль'19
Папа перуанцев Папа перуанцев

Картофельный салат кауса для перуанца — все равно что оливье для россиянина

Вокруг света, июль'19
Ваша мотивация: как не отступать от ЗОЖ Ваша мотивация: как не отступать от ЗОЖ

О том, как найти свою мотивацию, рассказывает популярный ЗОЖ-блогер

Домашний Очаг, июль'19
Дети разных уродов Дети разных уродов

Разрыв поколений в новом российском кино

Огонёк, июль'19
Остаться в живых Остаться в живых

Как себя вести, чтобы отдых на свежем воздухе не обернулся бедой

StarHit, июль'19
Анна Невская: Каблуки теперь ношу только на съемках Анна Невская: Каблуки теперь ношу только на съемках

Она очень разная — нежная и жесткая, смешливая и серьезная

Добрые советы, июль'19