Фуд-индустрия в России осваивает тренд на экоосознанность

Inc.Бизнес

Как компании, которые вас кормят, спасают планету от пластика. Монологи «Кухни на районе», «Буше», «ВкусВилл», «Готово», Zero Waste Shop, Fresh и «Лавка Edoque»

Никита Камитдинов, редактор INC. Анастасия Пожидаева, иллюстратор

Российская фуд-индустрия активно осваивает тренд на экоосознанность. Новые фуд-проекты — особенно те, что делают ставку на средний класс и здоровый образ жизни, — уже не могут позволить себе относиться к вопросам создания и утилизации отходов бездумно. Способы уменьшить экологический след есть на каждом этапе производственной цепочки: от процессов закупки и приготовления продуков до выбора перерабатываемой упаковки и контроля ее утилизации. Мы собрали самые яркие экологические меры российских фуд-проектов и спросили, чего им стоило их внедрение.

«Кухня на районе»

Что делают: за 9 рублей забирают у клиентов упаковку из-под еды и отдают на переработку

Кирилл Родин
сооснователь

Я решил, что нам нужно что-то делать с упаковкой, примерно год назад. Тогда мы начали активно расти, только открыли вторую кухню и уже понимали масштабы, к которым идем. Я посчитал очень прямолинейно, без всяких сложных формул, на какие примерные объемы мы выйдем через год, и понял, что это очень много пластиковой упаковки. Всё было в общем порыве: помимо того что увеличивался поток заказов, клиенты тоже спрашивали об экологической упаковке.

За год мы успели рассмотреть в разной форме три варианта. Первый — полностью экологическая упаковка. Но от идеи найти ее отказались, потому что после подробного изучения рынка, общения с партнерами и фактчекинга всей этой истории выяснили, что, в принципе, промышленных масштабов дешевой, одноразовой и экологичной упаковки не существует.

Второй вариант — возвратная тара. Но столкнулись с проблемами в виде нормативов Роспотребнадзора: допустим, нет такого норматива, где было бы написано, как нужно мыть в доставке возвратную тару и как ее привозить обратно. Это просто еще не написано: нужно дождаться, когда это появится, либо как-то пролоббировать. А постоянная, залоговая тара — это нереально, потому что обратная логистика очень дорогая.

Мы остановились на переработке, потому что это самый компромиссный и действенный из всех доступных вариантов. Мы специально искали сортировочную линию, которая сможет работать с нашими процессами и поменяет свои процессы, чтобы забирать нашу упаковку. Унифицировали всю упаковку, чтобы она подлежала переработке. Договорились с подрядчиком, который покупает вторсырье у этой сортировочной линии, что упаковка попадет в нужные руки. Мы полностью построили весь процесс, который вообще не является нашим бизнес-процессом.

Мы берем за возврат упаковки 9 рублей.

Ничего не брать я не хотел осознанно, потому что это обесценило бы всю историю, так как к бесплатному быстро привыкаешь. Нужно, чтобы люди хотя бы что-то вкладывали в это действие, помимо того что они поели, просто вернули упаковку и живут дальше.

Для курьера забрать упаковку — это новая работа. Мы не хотим бесплатно эксплуатировать труд — это чисто по-человечески неправильно — и считаем, что должны за него платить. Когда мы договаривались с ребятами, что они тоже участвуют, то решили, что нужно как-то премировать их за это действие, — поэтому 3 рубля из 9 отходят им.

Также мне хотелось, чтобы действие оставляло след для клиента, — и родилась идея, что каждый возврат может стать маленьким пожертвованием в какой-нибудь фонд. WWF (Всемирный фонд дикой природы) был первым в списке, с кем я хотел бы это сделать. Дикая природа — основная жертва засорений городским пластиком, потому что мусор, который генерит город, едет на полигоны, а оттуда разлетается в леса и поля, и это ужасно. 3 рубля из 9 отходят WWF.

Пока мы в бета-режиме и еще даже не сообщали всем клиентам, что у нас запущена эта программа, — многие не знают, что можно вернуть упаковку. Работаем с точечной аудиторией. Мне становится грустно, когда слышу, как мало людей участвуют в экоинициативах в других компаниях. Я боялся, что и у нас будут сдавать по одному-два контейнера в день. Поэтому результаты оказались даже выше моих ожиданий. Сейчас упаковку возвращают более 6% пользователей.

Основные трудности — это очевидные бытовые проблемы: точно ли райдер довозит упаковку до кухни, точно ли складывает ее в контейнер, точно ли контейнеры забирают каждый день. Мы можем провести проверку: все заказы и пакеты пронумерованы, отслеживается каждый заказ курьера. Можно прямо сейчас выйти и проверить, лежит ли в контейнере пакет с условного заказа 375, и сфотографировать его. На точках есть люди, всё считается и видно в приложении: доехала ли упаковка, вернулась ли, была ли выброшена. Но нужно отточить процессы — не всё работает само собой.

«ВкусВилл»

Что делают: начисляют бонусы участникам программы лояльности за бутылки, сданные в фандоматы, которые расположены в магазинах сети

Александр
Цыганков
куратор
экологических
проектов

Примерно два года назад коллеги увидели в одной из зарубежных командировок фандоматы — аппараты, в которые можно сдать бутылки, чтобы далее они отправились на переработку. И возникла идея, что в таком сервисе в магазине есть определенная ценность для покупателей. Тогда несколько таких аппаратов появилось в наших магазинах.

Сам «ВкусВилл» не имеет отношения к производству тех аппаратов или дальнейшей судьбе упаковки, которая туда сдана. Фактически мы просто предоставляем площади под установку аппарата сторонней организации. Причем мы на этом не зарабатываем, а, наоборот, тратим. Но понимаем, что это отвечает некоторому интересу покупателей, потому что они обращаются на нашу горячую линию и говорят, что хотят цивилизованно избавляться от упаковки.

Помимо этого, год назад, когда я только пришел в компанию, то подумал: что, если более глубоко интегрировать такой сервис во внутреннюю вселенную компании. У нас есть программа лояльности, в которой люди заводят аккаунты, выставляют предпочтения, получают бонусы, и так далее. Я подумал, что было бы прикольно добавить к этому сервису историю о том, что можно получить бонусные баллы за сданные бутылки.

Я попытался прикрутить это к арендованным аппаратам, но в силу ряда причин не получилось. Тогда я стал искать возможность произвести аналог этого аппарата здесь, в России, и спустя несколько месяцев нашел компанию, которая рискнула и собрала прототип, хотя даже не имела соответствующего бэкграунда.

Первоначально по арендованным аппаратам было видно, что люди стабильно сдают по 1,3 тыс. бутылок в месяц. Получается, даже если не добавлять никаких дополнительных преимуществ собирается какая-то аудитория. Мы запустили аппарат с бонусами всего месяц назад, но практика уже показала, что в него сдают на 50% больше бутылок — примерно 1,9 тыс. в месяц. Мы предлагаем 0,5 бонуса за одну бутылку — то есть 50 копеек за бутылку.

Дальше, если коллеги будут не против, мы увеличим размер бонуса, к примеру, на одном аппарате. Также мы планируем установить еще пару таких аппаратов. Стоимость одного аппарата колеблется от 300 тыс. до 1 млн рублей. При таком ценнике, конечно, довольно сложно ставить аппараты в большом количестве магазинов.

Поэтому я стал думать, какая есть возможная синергия, кто мог бы стать финансовым соучастником этой истории. Походил по рынку и подтянул компанию «Балтика» — она является нашим партнером в этом проекте, в том числе финансовым. Для них смысл участия в проекте: получить дополнительный источник бутылок и отчитаться в рамках расширенной ответственности производителя, чтобы не платить налог.

Пивоваренная компания «Балтика» развивает проект по сбору отходов упаковки для переработки «Принеси пользу своему городу» с 2013 года, задолго до введения «расширенной ответственности производителя». В декабре 2019 года «Балтика» в партнерстве с сетью «ВкусВилл» установила пилотный фандомат для сбора алюминиевых банок и пластиковой тары. Проект позволит увеличить сбор ПЭТ и алюминия, а также вовлечь больше потребителей в проект по сортировке и переработке отходов упаковки. «Балтика» ставит перед собой задачу на 30% сократить экослед готовой продукции. 

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Основной фактор развития рака органов головы и шеи — курение» «Основной фактор развития рака органов головы и шеи — курение»

Как пагубная многолетняя привычка уменьшает шансы на благополучный исход

Наука
Друг за другом Друг за другом

Начало XX века — время расцвета мотоциклов с продольными «четвёрками»

Мото
В уютном офисе пусть сидят бумеры: как поколение Z выбирает работу В уютном офисе пусть сидят бумеры: как поколение Z выбирает работу

Чего же хотят зумеры?

Forbes
Реформа федерализма 2.0. Почему Ненецкий округ не объединяется с Архангельской областью Реформа федерализма 2.0. Почему Ненецкий округ не объединяется с Архангельской областью

Почему жители НАО выступают против объединения

СНОБ
Геологическая модель поможет найти залежи водного льда на Луне Геологическая модель поможет найти залежи водного льда на Луне

Геологическая модель поможет в будущем при добыче водородного топлива

N+1
Движение роялистов Движение роялистов

На нью-йоркской фабрике Steinway & Sons всё работает как по нотам

Robb Report
Интересные факты о Сергее Эйзенштейне Интересные факты о Сергее Эйзенштейне

Эйзенштейн снял драму об Иване IV во время войны и попал в немилость к Сталину

Культура.РФ
Клятва Гиппократа. 9 мифов об отце медицины Клятва Гиппократа. 9 мифов об отце медицины

Поджигатель, правитель, автор основополагающего труда в истории медицины…

Вокруг света
«Умная» сортировка и никаких «лишних» писем за $99 в год: Basecamp представила бета-версию почтового сервиса Hey «Умная» сортировка и никаких «лишних» писем за $99 в год: Basecamp представила бета-версию почтового сервиса Hey

Какой должна быть электронная почта

VC.RU
Магия SPF: чем так опасен солнечный свет и как от него правильно защититься Магия SPF: чем так опасен солнечный свет и как от него правильно защититься

Ультрафиолет может вызывать не только рак, но и до 90% возрастных изменений кожи

Reminder
Павел Пригара Павел Пригара

Экс-чиновник и бизнесмен стал главным арт-менеджером Петербурга

Собака.ru
«Нужно держаться вместе». Как бизнес осваивает взаимопомощь «Нужно держаться вместе». Как бизнес осваивает взаимопомощь

Удержаться на плаву малому бизнесу помогает сообщество коллег, клиентов, друзей

РБК
«Против часовой стрелки: Что такое старение и как с ним бороться» «Против часовой стрелки: Что такое старение и как с ним бороться»

Почему возрастные изменения — это не всегда плохо. Объясняет Полина Лосева

N+1
Визит дамы Визит дамы

Королева подмостков и большого экрана Джуди Денч

Vogue
Снова в школы Снова в школы

Для чего и кому нужна глобальная реформа МГУ

Forbes
Семейный автомобиль на воздушной подушке: красивый и бесполезный Семейный автомобиль на воздушной подушке: красивый и бесполезный

Самолётомобили — сказочная фантазия людей из 1950-х

Популярная механика
«Нормальные сюда не попадают»: как я провела пять дней в психбольнице «Нормальные сюда не попадают»: как я провела пять дней в психбольнице

Психоневрологические диспансеры похожи на ГУЛАГ?

Cosmopolitan
Хорошая плитка Хорошая плитка

Темный шоколад помогает справляться с хронической усталостью

Добрые советы
Элегантное движение: Yves Saint Laurent FW 08, Jil Sander FW 12, Haider Ackermann SS 18 Элегантное движение: Yves Saint Laurent FW 08, Jil Sander FW 12, Haider Ackermann SS 18

Главные коллекции XXI века. Проект Елены Стафьевой

Weekend
Первый как второй Первый как второй

Во многих из ресторанов работают вторые шефы

Bones
Почему оппозиция не смогла ничего противопоставить «путинским поправкам» Почему оппозиция не смогла ничего противопоставить «путинским поправкам»

Почему «конституционный вопрос» не заводит противников Владимира Путина

СНОБ
История «Меты» История «Меты»

Как предприниматель сделал сервис подбора психотерапевтов

Inc.
Миф о мышечном зажиме. Может ли массаж вылечить? Миф о мышечном зажиме. Может ли массаж вылечить?

Профессиональный массажист Пол Ингрэм разоблачает мифы о мануальной терапии

Reminder
История Менделя Эпстайна — американского раввина, который похищениями и пытками заставлял еврейских мужей давать развод своим женам История Менделя Эпстайна — американского раввина, который похищениями и пытками заставлял еврейских мужей давать развод своим женам

Методы самого эффективного консультанта по бракоразводным процессам

Esquire
Кто из режиссеров снимает рекламу для Gucci, Saint Laurent и Prada Кто из режиссеров снимает рекламу для Gucci, Saint Laurent и Prada

Лучшие рекламные ролики, которые по праву можно считать произведениями искусства

GQ
Девяностые, двадцатые и эталон сильной женщины: 7 культовых образов Анджелины Джоли на экране Девяностые, двадцатые и эталон сильной женщины: 7 культовых образов Анджелины Джоли на экране

Кинообразы оскароносной актрисы Анджелины Джоли, влияющие на моду до сих пор

Esquire
«Держите чертову российскую политику подальше от нашей компании»: Alion Energy прокомментировала обыски в РВК «Держите чертову российскую политику подальше от нашей компании»: Alion Energy прокомментировала обыски в РВК

Комментарии об обысках в Российской венчурной компании Alion Energy

Forbes
Жизнь в «пузыре». Почему важно окружать себя людьми, которые на вас вообще не похожи Жизнь в «пузыре». Почему важно окружать себя людьми, которые на вас вообще не похожи

Как привычка общаться с людьми со схожими взглядами может мешать руководителю

Forbes
Что нужно знать о декабристах Что нужно знать о декабристах

Феномен декабристов в цифрах и фактах

Культура.РФ
100 лучших вузов 100 лучших вузов

Рейтинг впервые возглавила Высшая школа экономики

Forbes
Открыть в приложении