Как быстро запоминать числа, списки и тексты. 7 простых мнемотехник
Память связана с образами и эмоциями. Поэтому ассоциации — главный принцип мнемотехник — помогают эффективно запомнить информацию
Процесс запоминания можно сравнить с тем, как мы протаптываем дорогу. Чем чаще ходим по тропе — повторяем информацию и воспроизводим — тем она удобнее. Если описать процесс с точки зрения нейрофизиологии, то наши шаги — сигналы в нейронных цепочках. Когда сигнал повторяется снова и снова, это дает мозгу понять, что сигнал особенно важен. Мнемотехники — приемы запоминания, основанные на работе с ассоциациями — могут послужить картой, которая подскажет верный путь по этим нейронным тропам.
Как работает память
В психологии принято считать, что работа памяти основывается на трех последовательных процессах: кодировании, хранении и извлечении. Сначала мозг кодирует информацию — распознает, как нечто новое выглядит/звучит/ощущается или что-то означает. Чем больше органов чувств задействовано при восприятии, тем лучше информация закодируется и тем вероятнее отложится в памяти. Поэтому мы лучше запоминаем то, что сопровождается презентацией и наглядными примерами.
После кодировки полученная информация отправляется в сенсорную память — на несколько секунд. Внимание отфильтровывает полученные сведения и направляет часть из них в кратковременную память. Та позволяет помнить что-то крайне недолго: от 30 секунд до минуты. Например, вы услышали номер телефона, но не повторили вслух пару раз, чтобы запомнить. Через минуту уже и не вспомнить. Объем кратковременной памяти также скромный, всего около 4 (+/–1) элементов: цифр, дат, слов или фигур. Это крайне мало, потому что простой синий квадрат — уже два элемента: цвет и форма. При встрече с иностранными словами объем кратковременной памяти иссякает еще быстрее. Для русскоговорящего «диван» — единица информации, но для человека, незнакомого с языком — сразу 5 единиц.
После того как информация попала в кратковременную память, происходит консолидация памяти. Данные отправляются в долговременную память — правда, на особых условиях. Здесь важную роль играет принцип ассоциаций: чтобы мозг запомнил что-то новое, это что-то нужно связать с уже имеющимися знаниями. Мы легко забудем дату рождения знакомого — только если не заметим, что тот родился в День космонавтики. Еще лучше, если новые сведения вызовут эмоции (смех, гнев). Они обостряют фокус внимания и надежнее фиксируют данные в памяти.
Как работают мнемотехники
Итак, мозг охотнее отправляет в долговременную память информацию с наглядными образами, ассоциациями, деталями и эмоциями. С номерами телефонов, датами и фамилиями дела обстоят сложнее. Суть мнемоники заключается в том, чтобы наделить такие абстрактные и неудобные для памяти данные составляющими хорошего запоминания.
Для этого любой единице информации присваивается красочный и запоминающийся образ. Затем эти образы связываются ассоциациями, лучше всего — абсурдными и смешными (эмоции). Когда нужно воспроизвести необходимую информацию, мы сначала вспоминаем образ, потом — что им закодировано.
Принцип можно описать так:
Сложные для запоминания данные ➡️ образование связей (кодирование) ➡️ запоминание данных в удобной форме (история, рифма, аббревиатура) ➡️ декодирование (расшифровка) ➡️ нужные данные.
Чемпионы по запоминанию могут воспроизвести до 70 000 знаков числа Пи или запомнить несколько сотен случайных слов за 15 минут — как правило, благодаря не феноменальной от рождения памяти, а мнемотехникам. Исследования также подтверждают их эффект. Так, участники одного эксперимента шесть недель тренировали метод локусов (он же «Дворец памяти») и смогли воспроизвести в среднем 62 слова из 72, которые их попросили запомнить. Кто не практиковал мнемотехнику, назвал на 36 слов меньше. А сканирование мозга показало: у мнемонистов области, которые участвуют в памяти и познании, чаще срабатывали синхронно.
Несмотря на эти результаты, не стоит надеяться, что мнемотехники существенно улучшат память. Скорее — помогут быстро что-то запомнить и дольше не забывать. Правда, без повторения эффект сойдет на нет. А еще некоторые исследования показывают бонусы, не связанные с запоминанием. В одном, например, мнемотехники улучшили ассоциативное мышление и внимательность студентов, а вместе с ними и креативность, в другом — снизили тревожность перед экзаменационным тестированием по статистике.