Как 10-дневный курс випассаны научил меня бороться с раздражением и сохранять равновесие ума
В феврале прошлого года впервые за пару месяцев мы встретились с другом Ромой. Он всегда был спокойным и умиротворенным, но в тот раз просто светился изнутри. Несколько дней назад он вернулся с курса випассаны, где учился медитировать.
Весь вечер за кружкой чая он описывал, что с ним происходило, а я, как обычно усталый и рассеянный, едва улавливал внешние детали: запомнил только, что на випассане нужно соблюдать обет молчания и целый день наблюдать ощущения от макушки до пят — и обратно. Но и эта инструкция быстро забылась, осталось только впечатление, что эти странные процедуры явно пошли Роме на пользу.
Спустя примерно год уже я сам прошел 10-дневный курс випассаны.
Я уезжал из в меру обыденной Москвы — а приехал в новую реальность. Пустые улицы и полки магазинов, обнуление президентских сроков, буйство вируса в Европе и главное — повсеместная тревога.
Несмотря на это, несколько дней после випассаны я был счастлив и уравновешен как никогда. Казалось, теперь я смогу всегда действовать осознанно. Это чувство вскоре притупилось, но все-таки благодаря медитации моя жизнь принципиально изменилась.
Аскеза с высоким конкурсом
В начале 2020-го я записался на 10-дневный курс на основе лекций известного учителя випассаны из Бирмы Шри Сатья Нарайян Гоенки. Не то чтобы я знал о нем что-то особенное — просто как раз на этом курсе побывал Рома. От него я заранее узнал важные вводные, которые помогли попасть в число участников и не воспринимать чересчур болезненно происходящее на курсе.
Обучению сопутствует полный информационный детокс: участники (их называют студентами) не могут общаться ни друг с другом, ни с кем-либо из внешнего мира, а также лишены любых сторонних источников информации вроде интернета или книг. Ценные вещи, включая телефоны, сдаются на хранение организаторам.
Все эти дни проходят по одному и тому же распорядку: подъем в 4 утра, а дальше 10–11 часов медитации с перерывами на завтрак, обед, ужин и вечернюю лекцию с наставлениями учителя. Студенты обязуются воздерживаться от убийства живых существ, воровства, секса, лжи и принятия любых опьяняющих веществ во время курса. Мужчины и женщины живут отдельно.
Записаться на курс непросто: вы не можете приобрести билет на удобные вам даты — вместо этого нужно успеть заполнить короткую анкету на сайте организации в первые несколько секунд после ее появления. Когда она появится — известно заранее, поэтому потенциальные студенты соревнуются исключительно в скорости рук и интернета. Из-за высокой конкуренции подавать заявку на курс можно только раз в три месяца. Но даже если вы успели зарегистрироваться, вас все равно могут не пустить после изучения анкеты — например, не приветствуется наличие болезней, которые требуют лечения медикаментами. Многие студенты попадают на випассану со второго или даже третьего раза. Мою заявку одобрили с первого раза.
С приехавших студентов не берут денег ни за обучение, ни за проживание, ни за питание. Заплатить столько, сколько посчитаете нужным, можно только пройдя курс до конца. Организаторы объясняют отказ от обыкновенных билетов нежеланием пускать в центр дух коммерциализации. А администраторы, повара и другие люди, которые обслуживали нас на курсе, делали это по доброй воле и тоже не получали денег за свой труд.
Условно бесплатный характер обучения заметно сказывается на быте. По приезде в мужском жилом корпусе нас ждали узкие общие комнаты с жесткими кроватями — их разделяли простыни в вертикальном положении, выполнявшие функцию занавесок, — обшарпанные стены, общие на всех санузлы и вместе с тем необходимость стирать вручную свои вещи.
Когда я рассказывал о випассане разным людям (в том числе близким) и упоминал о том, что оплата за курс не требуется, многие напрягались и задавались вопросом, не секта ли это. Некоторые сходства с сектой есть: например, в лекциях Гоенки встречаются призывы жертвовать деньги на распространение випассаны, а в начале общих медитаций часто распеваются однообразные мелодии, иногда студентов называют «братьями и сестрами».
Допускаю, что кому-то всего этого может хватить, чтобы усомниться в безопасности таких мероприятий. Но лично мне было довольно просто отделить объективную пользу обучения медитации от сопутствующей толики культа учителя и его учения. К тому же никто из организаторов при мне ни разу не нарушил чужие границы. Также мне близка идеология принимать деньги только от тех, кто ощутил пользу. В конце курса я спокойно отдал ту сумму, которую посчитал нужным, ни с кем не обсудив ее размер.
Как випассана распространилась по миру
Курсы випассаны начали распространяться за пределами Индии и Мьянмы (ранее называлась Бирма) во второй половине XX века, когда Шри Сатья Нарайян Гоенка стал ездить с лекциями по разным странам, в том числе западным. Хотя сам Гоенка умер еще в 2013 году, випассану на основе аудиозаписей его лекций теперь практикуют в медитационных центрах его имени по всему миру.
Будучи успешным бизнесменом и промышленником, Гоенка заинтересовался медитацией вследствие хронических головных болей и обучился технике випассаны у члена правительства Бирмы У Ба Кхина. Корни випассаны уходят в буддизм, но в своих лекциях Гоенка неоднократно подчеркивает, что практиковать випассану могут представители любых религий и это не требует отказа от своей веры.
На курсах можно встретить всемирно известных людей из бизнес- и научного сообщества. Так, фронтмен випассаны в IT-тусовке — глава Twitter Джек Дорси, который неоднократно посещал 10-дневные курсы в Бирме и Южной Африке. А один из самых знаменитых западных интеллектуалов, израильский историк Юваль Ной Харари, посвятил «своему учителю» Гоенке книгу «Homo Deus. Краткая история будущего».
В России можно пройти обучение технике випассаны по Гоенке в Московской области, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирской области и Пермском крае. Я проходил курс в подмосковном центре — он принадлежит некоммерческой организации «Фонд “Випассана”». Она же устраивает курсы в других городах России.
Преследование ощущений
До отъезда на випассану я несколько раз пробовал медитировать c помощью приложения Headspace. Я включал эмбиент и сидел в темноте, пока не становилось до одури скучно. Ум не успокаивался, а наоборот — появлялось чувство вины за проявленную слабость.