Как понять современное искусство: 9 главных событий 2010-х

EsquireКультура

Итоги десятилетия: как изменился мир искусства — и при чем тут Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), унитаз из чистого золота и фальшивая выставка на биеннале

Анастасия Ландер

Если спрямлять и упрощать, то за последние десять лет снобский арт-мир стал ближе к народу, аудитория искусства многократно расширилась, а само искусство продолжает бесконечно выворачивать наш мир постправды наизнанку. По просьбе Esquire Анастасия Ландер подвела арт-итоги десятилетия — декады, в которой инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) сломил даже непробиваемые музейные институции, хайп стал синонимом художественной ценности, а Марина Абрамович — главной женщиной-художницей.

Подводить итоги десятилетия кажется непосильной задачей — мы столько успеваем сделать даже за неделю (не говоря о том, сколько делаем за год), что вспомнить важные события декады становится колоссально сложно. Поэтому я попробовала посмотреть на прошедшие десять лет не с точки зрения единичных событий, а с точки зрения запущенных ими процессов. Анализ получившегося списка приводит меня к тому, что арт-мир в 2010-е в своем развитии очень близок к миру доисторическому: мы все больше рассказываем истории — как визуальные, так и вербальные — и все сильнее вовлечены в конструирование нарратива — как личного, так и общественного.

Венецианская биеннале искусства и блокбастерные арт-ярмарки (Art Basel, Frieze, Paris Photo, FIAC) стали массовыми мероприятиями

Это случилось за четыре-пять лет — вдруг знакомые стали планировать отпуска в Венеции, Базеле и Лондоне, как бы между прочим бросая в разговоре: “Ну, увидимся на биеннале, на «Фризе», на «Базеле». Маттео Джаннази, консультант отдела обучения Венецианской биеннале (его в 2009 году слили с отделом маркетинга), говорит о том, что за последние 15 лет в реконструкцию Арсенала (второй площадки основной программы) вложены огромные деньги. С приходом Паоло Баратты на директорский пост в 2008 году стремительно развиваются образовательные программы и огромное внимание уделяется расширению аудитории. Надо помнить, что биеннале — это не просто выставка, но огромный фонд, который в первую очередь занимается образованием и продвижением не только современного искусства, но и музыки, архитектуры, кино, театра и танца, поэтому увеличение целевой аудитории — логичный шаг. Другой вопрос, что именно биеннале искусства — самая популярная из всех венецианских выставок, поэтому именно к ней привлекают максимальное количество посетителей. Что же до арт-ярмарок, то их цель — продажа выставочных пространств галеристам и привлечение к этим пространствам максимально большой аудитории за немаленькие деньги (дневной билет на обе ярмарки лондонской Frieze в 2019 году стоил £60). Так в арт-рынок оказываются все больше втянутыми не только его непосредственные игроки (художники, галеристы и кураторы), но и мы с вами. Если события и дальше будут развиваться в том же духе, то биеннале и арт-ярмарки со временем рискуют превратиться в недели моды в их последней версии: на первом ряду не редакторы, а инфлюенсеры, на ряд показов продают билеты, бренды-мастодонты устраивают светские ужины, на которых длинноногие обольстительницы выгуливают платья и ведут прицельную охоту за миллионерами. Не то чтобы это было плохо, но места искусству может и не остаться.

Иммерсивный театр и иммерсивные впечатления

Театр давно экспериментирует со способами разрушения “четвертой стены”, и вовлечение в действо зрителя — один из наиболее очевидных инструментов. Однако именно в 2010-е иммерсивные спектакли и партиципаторные впечатления всех видов и мастей стали массовым феноменом. Тут и инсценированные прогулки по городу в наушниках под руководством театральной труппы, и интерактивные спектакли, на старте которых зритель выбирает персонажа, в роли которого ему предстоит провести пару часов, и путешествия по декорациям с айпадом в руках или в шлеме виртуальной реальности — одновременно вовлекающие зрителя в действо и отрешающие его от мира вокруг.

Photoshot/

Небывалый взлет онлайн-аукционов искусства и в целом массовый выход арта в интернет

Вслед за люксовыми брендами искусство тоже пошло в народ. Аукционные гиганты Sotheby’s, Christie’s, Phillips не только предложили клиентам возможность онлайн-торговли и отдельные онлайн-торги (и на своих площадках, и в сотрудничестве с агрегаторами-маркетплейсами наподобие Artsy), но и завели себе инстаграмы, в которых решительно заманивают аудиторию соцсети на аукционы гравюр, антикварных книг, ювелирных изделий и дорогих сумок. Любопытно, что при этом русский аккаунт Christie’s показывает только выставки московского офиса и международные новости, о московских торгах не говорят ничего. Все специалисты рынка сходятся во мнении о том, что Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) совершил революцию в наших покупательских привычках и демократизировал арт-индустрию (многим художникам теперь попросту не нужен галерист — они прекрасно продают через свой аккаунт). Нет смысла игнорировать столь мощный визуальный инструмент работы с аудиторией, который к тому же приносит прибыль.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Иммунитет от хамства: как реагировать на грубость Иммунитет от хамства: как реагировать на грубость

Как защититься от хамства, не опускаясь до него?

Psychologies
Семь легендарных кораблей-призраков Семь легендарных кораблей-призраков

Корабли-призраки, от которых бегут мурашки по коже

Maxim
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
7 самых неловких кинопоцелуев десятилетия (за них было немного стыдно) 7 самых неловких кинопоцелуев десятилетия (за них было немного стыдно)

Романтические моменты, о которых все предпочли бы забыть

Playboy
Фильмы на коленке Фильмы на коленке

Три способа пойти коротким путем в большое кино

РБК
Мощное средство Мощное средство

Бытовая химия стала популярной после создания яркого бренда

Forbes
Улыбаться жизни вместе Улыбаться жизни вместе

Кто сказал, что жизнь – это всегда преодоление?

Psychologies
Без шума и пыли: электрический болид Penske EV-4 Без шума и пыли: электрический болид Penske EV-4

Поддержка экологических инициатив в автоспорте – реальный способ помочь планете

Популярная механика
Поддержание традиций делает нас моложе Поддержание традиций делает нас моложе

Иногда кажется, что каждый Новый год мы встречаем по одному сценарию

Psychologies
Богатенький Буратино: как накопить деньги на покупку мечты Богатенький Буратино: как накопить деньги на покупку мечты

Научись копить деньги прямо сейчас, и мечты станут реальностью

Cosmopolitan
Сила впечатлений: зачем ехать в Оман Сила впечатлений: зачем ехать в Оман

Чем горы похожи на специи и сколько нужно заплатить за звездное небо над головой

РБК
16 правил стройности 16 правил стройности

Полезные привычки полезны не только для фигуры, но и для психического здоровья

Psychologies
Памяти Анны Карина: 4 фильма Жан-Люка Годара с участием актрисы Памяти Анны Карина: 4 фильма Жан-Люка Годара с участием актрисы

Вспоминаем лучшие фильмы Годара с участием его главной музы

GQ
Ключ к Белому дому Ключ к Белому дому

Возврат к прежнему мироустройству не случится уже никогда, если Трамп победит

Эксперт
Квартира в историческом доме, 49 м² Квартира в историческом доме, 49 м²

Квартира с историческими чертами, которым придали современного лоска

AD
Luxor короче! Luxor короче!

Мы запланировали большое интервью, но Артур Шмыгин живет в скоростном режиме

Playboy
Нормальный замес Нормальный замес

Будет ли выпечка вкусной, зависит от множества неважных на первый взгляд нюансов

Добрые советы
На пороге иных времен. Что ждет человечество в наступающем десятилетии На пороге иных времен. Что ждет человечество в наступающем десятилетии

В предстоящие годы в мире произойдут изменения общественного устройства

СНОБ
Стой, кто идет? Стой, кто идет?

Бориса Щербакова преследовала милиция

StarHit
Я глух и мем Я глух и мем

Хохот, к которому принуждают стендаперы напоминает уже болезненные судороги

GQ
В погоне за кубиками: программа тренировок на сушку В погоне за кубиками: программа тренировок на сушку

Эффективные упражнения, которые помогут подтянуть тело и обрести рельеф!

Cosmopolitan
Гранд-тур по модернизму Гранд-тур по модернизму

Символы и коды легендарной школы Баухаус навсегда вписаны в историю искусства

Robb Report
Как правильно питаться зимой для здоровья и поддержания тонуса Как правильно питаться зимой для здоровья и поддержания тонуса

Как оставаться в форме в пору застолий и дефицита витаминов

Cosmopolitan
Как модные бренды работают с технологичными материалами Как модные бренды работают с технологичными материалами

Сегмент люкс всё чаще идет навстречу технологиям

GQ
«Есть потепление». О чем договорились и о чем не могли договориться лидеры «нормандской четверки» «Есть потепление». О чем договорились и о чем не могли договориться лидеры «нормандской четверки»

Лидеры России, Украины, Франции и Германии встретились в Париже

СНОБ
Эдуард Лукоянов: Верность Эдуард Лукоянов: Верность

Фрагмент из новой книги поэта Эдуарда Лукоянова

СНОБ
«Вечный силлабаб» «Вечный силлабаб»

Старинный английский десерт с забавным названием «силлабаб»

Наука и жизнь
Гороскоп 2020 Гороскоп 2020

Астрологический прогноз на 2020 год

Vogue
Грибное место: как Умбрия стала центром охоты на трюфели Грибное место: как Умбрия стала центром охоты на трюфели

Путешествие ради знакомства с охотниками на трюфелей

РБК
Кто такие поколение Z и как они живут в интернете Кто такие поколение Z и как они живут в интернете

Поколение Z стало первым поколением, которое взрослеет на глазах у интернета

Esquire
Открыть в приложении