«Инвестору невозможно защититься от обмана»
Джордан Белфорт — о красоте продаж, вреде харассмента и относительности закона
Волк с Уолл-стрит рассказал, почему считает криптовалюты величайшим мошенничеством, объяснил, как плохой имидж предпринимателя может довести до тюрьмы, и назвал главное качество хорошего продажника
«Лучший продажник — это человек с осознанными потребностями»
— Вы очень популярны: о вас снимают фильмы и пишут в СМИ. Люди хотят быть на вас похожими?
— Люди любят фильмы про обаятельных мошенников. Вы смотрели «Поймай меня, если сможешь» (трагикомедия Стивена Спилберга о мошеннике Фрэнке Абигнейле. — РБК)? Там тот же Леонардо Ди Каприо, который играл в фильме меня, играет ловкача, который обманывает людей множеством способов. Зрители думают: какой он остроумный, как легко он делает деньги! То же самое и со мной. Но ведь герой на экране — это только персонаж. Зрителям нет дела до того, каким на самом деле был человек, про которого снят фильм. Им неинтересно, что он представляет из себя сейчас. Они не хотят знать, что Волк с Уолл-стрит уже более десяти лет занимается тренингами, на которых учит людей продавать. Люди, которых я обучил искусству продаж, вместе сделали на порядок больше денег, чем я сам. Но это почему-то не вызывает ажиотажа, верно?
— Какие качества делают человека хорошим продажником?
— Есть два разных типа продажников. Одни — прирожденные: у них от природы есть несколько качеств, которые помогают им находить общий язык с покупателями. Это очень редкий тип. Я как раз к нему принадлежу — мне легко убеждать человека, что ему нужен именно тот товар, который есть у меня. Но это не означает, что всех остальных нельзя научить видеть красоту продаж. В свое время я придумал целую систему убеждения клиента, в которой есть и теоретическая часть, и множество полезных прикладных навыков. Нет, я не утверждаю, что могу научить кого угодно продавать так же хорошо, как я сам. Многое зависит от мотивации человека. Но если она у него есть, я сделаю из него приличного продажника.
— Расскажите о своей системе.
— В ее основе лежит идея, что все продажи абсолютно одинаковы. Неважно, какие там у вас ценности, предыдущий опыт, характер и что именно вы продаете. Если вы все делаете правильно, у вас, с высокой вероятностью, получится. Чтобы человек у вас что-то купил, вы должны убедить его в том, что бренд, который вы представляете, заслуживает величайшего доверия, что компания обеспечит ему лучший в мире сервис. Как это сделать? Я учу очень практическим вещам. Например, как использовать тональность речи. Есть примерно десять основных тональностей, которые каждый человек использует в своем разговоре практически ежедневно. Другое дело, что когда мы пытаемся что-то продать или кого-то в чем-то убедить, мы обычно выбираем не ту тональность, которая соответствует ситуации. Чтобы выбрать правильную, вы должны понимать, что у вашего потенциального клиента на уме. Все это можно применять не только в продажах.
— Вы упомянули важность мотивации. Как продажнику сохранить высокую мотивацию?
— Мотивация всегда связана с вопросом «зачем?». «Зачем я это делаю?» «Зачем мне деньги?» Если у человека нет ясных целей в жизни, он не сможет стать хорошим продажником. Лично я начинал зарабатывать деньги, потому что надеялся с их помощью стать популярным среди женщин. Потом появились другие, более серьезные интересы: теперь я хочу обеспечить жену и детей, принести пользу обществу. Конечно, люди любят деньги, но когда у человека нет другой мотивации, кроме как заработать еще больше денег, он быстро выгорает. Ему надоедает продавать. Потому лучший продажник — это человек с осознанными потребностями в жизни.
«ICO — величайшее финансовое мошенничество»
— Как изменилась Уолл-стрит со времен Stratton Oakmont?
— Самая большая перемена — в том, что появился интернет и люди сейчас имеют одинаковый доступ к очень детальной информации о состоянии дел в компаниях. Раньше вся биржевая информация циркулировала внутри узкого круга брокеров, которым люди зачастую были склонны слепо доверять. Сейчас, если ты плохо информирован, это твой личный недочет, тебе некого винить.
— Но стали ли инвесторы менее доверчивы, чем раньше? Меня поразила история Theranos, чья CEO Элизабет Холмс сумела стать миллиардером, привлекая деньги под идею, которая оказалась ненаучной.
— Инвестору невозможно защититься от обмана. Он не может вникать во все детали, да и скажем честно, не всегда действует рационально — часто он просто верит в основателя стартапа. В случае с Холмс опытные финансисты оказались очарованы образом белокурой красотки, которая строит бизнес в Силиконовой долине. Свою роль, конечно, сыграла и политкорректность: часть инвесторов поддерживала ее просто из принципа — потому что считается, что нужно помогать женщинам, которые занимаются технологиями.