Stygian: Reign of the Old Ones
Возможно, лучшая игра по Лавкрафту
2018 год не перестаёт радовать поклонников творчества Говарда Лавкрафта. В конце октября выходит Call of Cthulhu, в разработке находится Sinking City, а тем временем в Steam уже доступна демоверсия ещё одной игры, навеянной рассказами мастера ужасов, – инди-RPG Stygian: Reign of the Old Ones от турецкой студии Cultic Games. И если между двумя первыми проектами прослеживается немалое сходство, то создатели Stygian пошли своим путём – и пока по всему выходит, что решение было верным.
Ад пуст, все демоны здесь
Сюжеты о том, как жалкие смертные пытаются предотвратить пробуждение лавкрафтовских богов, далеко не новы: их обыгрывали в настольных играх, на эту тему фантазировал Роджер Желязны. Ещё одна вариация с большой вероятностью могла вызвать у публики только усталый вздох. Поэтому Cultic Games пошли дальше: в их мире Древние уже пробудились.
В один далеко не прекрасный день, который в игре именуют Чёрным, жители небезызвестного фанатам Лавкрафта города Аркхэм проснулись под чужими звёздами: их город загадочным образом оказался в другом измерении. Постигла ли эта участь весь остальной мир, неизвестно, так как люди заперты на маленьком клочке земли, за пределы которого никто не может выйти.
А выйти хотелось бы: после того как Древние пробудились, по ночам улицы Аркхэма наводняют жуткие твари, несущие с собой анархию и хаос. Большая часть горожан быстро обезумела, и лишь немногие оставшиеся в своём уме пытаются понять, что же случилось. Может, они вообще уже мертвы? Может, библейский ад именно так и выглядит?
Однако жизнь, даже если она загробная, продолжается. Власть в Аркхэме захватили мафия и культисты, простые горожане запивают экзистенциальный ужас алкоголем, а деньги превратились в бесполезные куски раскрашенной бумаги – вместо них теперь обмениваются сигаретами.
Где-то тут и начинается история нашего героя: каждую ночь ему снятся кошмары, в которых фигурирует некий Мрачный человек. Во сне он манит его за собой и приводит к стенам Мискатоникского университета (фанатам Лавкрафта это место тоже хорошо знакомо). В конце концов герой решает прогуляться туда наяву – и в месте, указанном Мрачным человеком, находит таинственный ключ. А когда пытается выяснить, от чего этот ключ и зачем он вообще нужен, попадает в череду приключений таких же безумных и жутких, как мир вокруг.
История начинается с создания персонажа: на выбор есть восемь архетипов (те же классы), каждому из которых прописана своя история. Ещё вы задаёте пол и возраст героя, что напрямую влияет на характеристики: молодой получит бонусы к здоровью и ловкости, зато в распоряжении старика больше очков опыта для прокачки нужных навыков. Кроме того, надо выбрать бэкграунд – жизненный опыт персонажа, в зависимости от которого меняются его сильные и слабые стороны. А довершает портрет система убеждений: от гуманиста до нигилиста. Всё это влияет не только на геймплей, но и на то, как героя воспринимают окружающие.